6 способов вернуть внимание ребенка на занятии | Наталья Лукша
В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.
Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.
Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.
Это взгляд с позиции «мама и ребенок».
А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?
Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников
Когда вся группа с интересом занимается общим делом, а кому-то одному или двоим вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я — Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути
Источник: https://bestbabyclub.ru/attention/
7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе
Бывает, что ребёнок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим.
Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования.
Ксения Букша, вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказывает о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.
Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно.
Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.
В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.
Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).
В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно. Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?
Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим.
При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей. Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем.
Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.
Почему опасно подавлять гнев детей и лучше позволить им выпустить пар
Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.
1. Режим
Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна.
Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так. При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00.
А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.
Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.
Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь
Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.
3. Не медленнее, а ритмичнее
У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.
Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой
Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».
Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).
идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.
Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.
7 важных тезисов о социализации
Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.
5. Как можно бережнее с оценками
Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».
Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!
Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности
И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.
Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость.
Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок. Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения.
Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.
Почему родители отказываются признавать, что их ребёнок уже вырос
Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.
Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение
Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.
7. Посмотрите на себя
Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.
В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам
Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.
Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.
Почему скука не вредна, а полезна для детей
7 кинолент, которые помогут детям понять особенных людей
Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу
Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/9534708-overactivity
14 советов по бегу во время беременности
Давайте разберёмся, можно ли беременным бегать и как не навредить своему здоровью.
Бегать во время беременности или воздержаться? Многие гинекологи в один голос твердят будущим мамам, что активный образ жизни при отсутствии прямых противопоказаний – залог здоровья будущего малыша. Однако как только речь заходит о беге во время беременности, многие врачи испуганно машут руками, ставя под прямой запрет даже саму мысль об этом.
Читайте по теме:
Единого и однозначного мнения докторов по поводу того, можно ли бегать во время беременности, не существует. Это очень серьёзный вопрос, ответ на который зависит от целого комплекса факторов и течения беременности.
Дать какой-либо ответ специалист сможет только после углублённого обследования, учитывающего не только ваше физическое состояние в настоящий момент, но и предполагаемое влияние на беременность желаемого уровня физической нагрузки с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовки.
Сразу хочется отметить, что статья написана для женщин, длительное время активно занимающихся бегом и не представляющих свою жизнь пешком. Если вы до беременности не занимались бегом, либо занимались непродолжительный период, то начинать занятия во время беременности опасно не только для вашего здоровья, но и здоровья малыша.
50 развивающих упражнений для тренировок дома
Скачайте комплекс бесплатно
Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram. Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.
Противопоказания к бегу во время беременности
Прежде чем углубиться в нюансы бега во время беременности, остановимся на том, какие имеются прямые медицинские противопоказания к данному виду спорта, какие обследования необходимо сделать перед принятием решения о дальнейших физических нагрузках, а какие показатели здоровья помогут отследить влияние бега на течение беременности во избежание негативных последствий.
На эти вопросы ответит практикующий врач высшей категории, врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, репродуктолог, врач ультразвуковой диагностики, Марина Тимофеева.
«Ни в коем случае вам нельзя продолжать заниматься бегом во время беременности, если у вас диагностировали или у вас имеются:
- патологии функции маточно-плацентарного кровотока,
- истмико-цервикальная недостаточность (не полностью сомкнутый зев шейки матки),
- почечная недостаточность,
- гестоз (поздний токсикоз беременности, проявляющийся нарастанием отеков, артериального давления и белка в моче),
- кровотечения,
- существует большой риск выкидыша или начала преждевременных родов,
- по УЗИ установлено неправильное положение плода в животе, многоводие или предлежание плаценты,
- врач подозревает у плода какие-либо аномалии или пороки развития,
- низкая свертываемость крови,
- высокое артериальное давление,
- низкая плацентация (прикрепление плаценты близко к внутреннему зеву шейки матки),
- ретрохориальная гематома (кровяной сгусток между стенкой матки и плаценой, образовавшийся в результате частичной отслойки плаценты).
Кроме того, крайне не рекомендуется заниматься бегом женщинам, беременность которых является многоплодной или наступила в результате экстракорпорального оплодотворения, имеется склонность к гипертонии или другие проблемы с сердечно-сосудистой системой, имеется склонность к замершим беременностям или выкидышам.
Период вынашивания ребенка – длительный процесс, составляющий 9 месяцев или 40 (42) недель, на протяжении которых маме и малышу приходится пройти сложный путь роста и развития.
Этот срок принято разбивать на триместры беременности по неделям, каждый из которых имеет свои особенности: I триместр – с 1 по 13 неделю, II триместр – с 14 по 27 неделю, III триместр – с 28 недели и до момента рождения ребенка.
В каждый из триместров неодинаково влияние физических нагрузок, в частности бега, на развитие плода.
Первый триместр – не самое лучшее время для занятий бегом. Имплантация эмбриона происходит на 6-9 день после зачатия. После неё организм усиленно начинает вырабатывать гормон ХГЧ. В этот период гормональная система полностью перестраивается. Опасность бега в первом триместре заключается в высокой вероятности выкидыша.
Идеальным периодом для бега считается второй триместр. При этом оптимально отложить беговые тренировки до 16-й недели. К этому времени организм полностью привыкает к новому положению, проходит токсикоз. Ребёнок уже защищен плацентой, но размер живота еще не затрудняет движения.
В третьем триместре бегать я бы не рекомендовала вследствие увеличения веса и объёма живота, сопровождающегося одышками, что может повлечь за собой кислородное голодание у ребенка, а также нарушением координации из-за непривычного перераспределения массы тела. Кроме того, интенсивные нагрузки на позднем сроке могут спровоцировать преждевременные роды. Но в любом случае, вопрос о допустимости беговых тренировок, а также об их прекращении должен решаться гинекологом, у которого наблюдается спортсменка.
Идеальным периодом для бега считается второй триместр
При этом беременная женщина, занимающаяся бегом, должна взять себе за правило: если вдруг во время тренировки начались ноющие боли внизу живота, появились кровянистые выделения, или возник иной дискомфорт, нужно немедленно прекращать тренировку и отправляться в женскую консультацию.
Каких-либо специальных обследований, которые можно рекомендовать именно беременным бегуньям, не существует. Каждой беременной женщине назначается стандартный комплекс анализов и УЗИ, и женщины, занимающиеся бегом, не являются исключением. Анализы и УЗИ позволяют контролировать состояние плода и шейки матки и вовремя обнаружить какие-либо отклонения от нормы и патологии.
Если беременность протекает без осложнений, и вы не имеете никаких противопоказаний к занятию бегом, можно в определённой степени попытаться сохранить привычный образ жизни и продолжить заниматься любимым видом спорта. Но придётся учитывать особенности нового состояния, ибо сейчас вы себе не принадлежите, а единственная цель ваших пробежек – поддержание хорошего самочувствия у вас и ребёнка».
Положительное влияние бега
Большинство людей знает, сколько пользы бег приносит при разумном подходе к тренировкам. Каждая спортсменка, узнав об «интересном» положении, задаётся вопросом, можно ли продолжать занятия спортом и какие плюсы могут принести подобные занятия.
Как оказалось на практике, плюсы беговых тренировок во время беременности практически не отличаются от плюсов от спорта в принципе.
Продолжение беговых тренировок позволит избежать негативных физических последствий для организма, которые часто возникают при резком прекращении регулярных занятий спортом, особенно если нагрузки были значительными, – а именно стремительного набора веса и гиподинамии. Лишний вес повышает риск развития осложнений беременности и родов, так как создает повышенную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Спокойный бег помогает снять физическое (в особенности мышечное) и психическое напряжение, особенно характерное для будущих мам, уровень тревожности которых выше, чем у обычных женщин.
Физическая нагрузка является отличной профилактикой плохого самочувствия и недомогания, например, болевых ощущений в области поясницы, отёков, мышечных спазмов и судорог, которые весьма характерны для этого состояния.
Кроме того, полный и резкий отказ от спорта может стать причиной депрессий.
Бег трусцой прекрасно тренирует работу сердечно-сосудистой системы и повышает выносливость организма, что особенно важно для успешного течения беременности и родов.
При спокойном беге, сопровождающемся ровным дыханием, клетки организма получают больше кислорода, что благотворно отражается на состоянии ребёнка.
Бег в сочетании с гимнастикой повышает эластичность тазовых суставов и приводит к постепенному растяжению и расслаблению подвздошных мышц. Это существенно облегчит в дальнейшем процесс родов.
У женщин, отказавшихся от физической нагрузки на все девять месяцев беременности, роды зачастую протекают сложнее, чем у тех, кто поддерживал свой организм в тонусе.
Сказывается атрофия (уменьшение объёма ткани и снижение или прекращение функции) мышц и связочного аппарата: роды нередко затягиваются из-за развития слабости родовых сил, схватки и потуги проходят болезненнее, увеличивается риск разрывов тканей родовых путей.
Бег улучшает сон, который так важен женщине для нормального роста и развития плода.
Благодаря тренировкам снижается риск развития гестационного диабета, нарушений кровообращения плаценты и варикоза.
Женщины, занимающиеся бегом, как и любым другим видом спорта, быстрее приходят в форму после родов, так как физические нагрузки отлично поддерживают мышцы в тонусе. Кроме того, регулярные занятия спортом – отличная профилактика растяжек.
Источник: https://marathonec.ru/beg-vo-vremya-beremennosti/