Подросток режет себе ноги

Почему подростки причиняют себе боль?

Подросток режет себе ноги

В возрасте от 13 до 17 лет дети целенаправленно режут или обжигают части тела. Таких подростков намного больше, чем утверждают специалисты. По мнению экспертов, дети так показывают свои переживания и требуют помощи от взрослых. Это сигнал о помощи, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Крик о помощи должен быть услышан.

«Мне 14 лет. После постоянных ссор и драк в школе я прихожу домой и перочинным ножом делаю порезы на своём теле. Если нет ножа, то я прокалываю кожу обычной ручкой. Это помогает обрести покой, один порез и уже легче. Боль убирает мой гнев и ярость. Только после того, как я порежу себя становится легко и хорошо. Я не могу без этого. Нормально ли это? Что со мной происходит?»

К нам поступают тревожные послания от разных людей. Очень часто нам пишут и родители таких детей:

«Дочке 15 лет. Недавно начала замечать небольшие ожоги на кисти руки. Говорить на эту тему она не хочет, так как думает, что я хочу ей навредить. При разговоре она начинает кричать и отказывается слушать. К психологу идти не хочет. Что делать и как в этой ситуации помочь своему ребёнку? Я боюсь, что всё, слишком далеко зайдет».

По статистике 38% детей подросткового возраста пытались оставить на теле следы от порезов, сигарет и других предметов. Узнав о том, что дети целенаправленно травмируют себя, близких охватывает ужас.

Они, стремясь помочь своему чаду, не знают за что браться, и как с этим бороться. Ведь, по сути, для жизни нет угрозы. Ребёнок сам делает себе больно без весомой причины.

Остаётся лишь один вопрос: «Зачем он это делает?»

Контакт со своим телом

В подростковом возрасте у детей начинает изменяться представление о внешнем мире. Всё вокруг них меняется. Кроме этого, их тело также начинает кардинально меняться. Резко увеличивается рост, появляется растительность на теле, у девочек формируется фигура.

Тембр голоса, взгляд, походка. Появляются эротические мысли и фантазии. У мальчиков возможна непроизвольная эрекция. У девочек начинают идти месячные. Они могут сопровождаться болям, депрессиями, сменой настроения.

Отношения в школе также очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

«Тело начинает жить своей жизнью, — утверждает психотерапевт Инна Хамитова. – Делать себе больно – это как способ ощутить своё тело. Тинейджеры будто показывают мимику и жесты человека во время страшного сна: ребёнок хочет проснуться и остановить всё, но для этого нужно уколоть или ущипнуть себя за что-то».

Пугающий мир

Спустя 37 лет Татьяна вспоминает свои года, когда травмирование своих бёдер было нормой: «В моей семье не принято жаловаться. Родители были против, если кто-либо о чем-то плакался. Мне не с кем было поговорить по душам.

Поэтому, когда меня что-то сильно мучило, я делала себе больно с помощью лезвия или ножа. Это приносило мне спокойствие. Став взрослой, я осознала, что этим я обманывала себя и своих родных.

Теперь я осознаю, почему мне так тяжело».

Некоторые люди, как и Татьяна, боятся или не могут рассказать, что творится на душе близким и родным. Они боятся непонимания и недоверия со стороны взрослых. Поэтому, чтобы снять эмоциональное напряжение, они делают себе больно. Намного легче переносить физические болевые ощущения, чем душевные.

«Так они пытаются справиться с переживаниями и проблемами, — утверждает психотерапевт Елена Вроно, — ведь довольно сложно довериться кому-то, если нет уверенности в себе и окружающих. Даже если на причинение боли есть другие причины, чаще всего тинейджеры считают именно так».

Все действия, связанные с травматизмом, не несут в себе желание покончить с собой. Дети, наоборот, таким жестом проявляют желание жить.

Обезболивание болью

Парадокс заключается в том, что делая себе больно, человек ощущает свое могущество и контроль над всем.

«Только тело полностью подвластно им, — рассказывает Инна Хамитова.- Именно подросток решает насколько можно повредить его. Управляя так своим телом, они чувствуют власть и могущество. Они осознают, что могут сами управлять жизнью. Это помогает подросткам смириться с реальностью».

Такое нестабильное и пугающее состояние говорит о том, что дети хотят жить. А такой способ помогает справиться с проблемами и достичь душевного равновесия. Порезав себя, человек приобретает спокойствие. Становится легче и окружающий мир не так сильно давит со всех сторон.

Физическая боль замещает душевные страдания. Её можно контролировать и подчинять себе. Ведь нельзя кого-то изменить или заставить любить. Такая боль также может означать пережитые насильственные действия.

Воспоминания травмируют психику, и чтобы это закончилось, человек причиняет себе боль.

«Показывая свои раны, — как утверждает социолог Давид ле Бретон,— он автоматически привлекает к себе внимание тех, кто не видит его. Проявление жестокости к себе помогает контролировать внутренний гнев и не причинять боль другим.

Это снимает эмоциональное напряжение, помогает успокоиться». Травмирование себя ради того, чтобы не ощущать боль. Некоторые подростки утверждают, что после того, как они режут свое тело, им становится легче.

Приходит чувство спокойствия и равновесия.

По словам Галины (20 лет): «После того как я резала кожу, приходила какая-то эйфория. Мне становилось легко и хорошо. Все переживания и гнев просто исчезали. Я ложилась на кровать, и мне было легко». Именно чувство эйфории увеличивает шанс получить зависимость. Люди, травмируя себя, получают удовлетворение.

Семейные травмы

«Я каждый день резал своё тело начиная с 14 лет, и только в 17 я понял, что это не нужно, — говорит Борис (27 лет). – Я смог остановиться только тогда, когда съехал из дома.

Благодаря долгой работе с психологом я понял, что таким методом я справлялся с чувством отвращения к своей матери. Мать не хотела меня рожать и всегда говорила мне об этом. Для неё я был ошибкой всей жизни.

Я ощущал себя виноватым в том, что испортил ей жизнь».

«Детям, которым мало уделяли внимания и не давали достаточно ласки в первые годы жизни, могут переживать в последующем очень тяжёлые травмы, — рассказывает Елена Вроно. – Дети не могут воспринять своё тело как источник тепла и ласки. Травмируя своё тело, они рушат внешнюю и внутреннюю границу.

Так они пытаются стать ближе к «новому» телу». Раны на открытых местах привлекают внимание как взрослых, так и сверстников. Подростки подают сигналы, чтобы родители их услышали. Если есть такие сигналы, то родителя обязаны что-то предпринять. Быть может, с ребёнком нужно просто поговорить или же стоит обратиться к психологу.

Иногда действия семьи только усиливают страдание детей».

«Чтобы помочь ребёнку некоторые мамы и папы пытаются не баловать и не хвалить своих детей. Будто это может испортить ребёнка, — говорит Инна Хамитова.

– Но дети в независимости от возраста должны получать от родных любовь, поддержку и понимание.

Если мама или папа постоянно критикуют и осуждают сына, дочь, то у ребёнка складывается мнение, что он плохой и недостоин чего-то хорошего. В этом случае телесные повреждения могут быть как наказание за осуждение».

Но, подростки не осознают, то, что они не воспринимают другое мнение. Как утверждает, Анна (16 лет): «Когда я поссорилась с лучшей подругой, она наговорила мне кучу гадостей.

Из-за её слов мне стало так плохо, что от злости расцарапала пальцы до мяса о стену».

В семьях, где присутствует авторитарный режим, когда над ребёнком стоит жёсткий контроль за поведением и эмоциями, как утверждает, Инна Хамитова, «может наблюдаться борьба за власть и справедливость».

Дети такими выходками хотят показать, что их мнение и действия тоже имеют значение. Они как бы говорят родителям, что тоже имеют право на свою жизнь. Подросток думает: «Я отношусь к себе так, как хочу.

И с собой я буду делать то, что хочу». Порезы на открытых местах всегда привлекают внимание и вызывают сомнения и шок. Эти сигналы должны быть услышаны и замечены родителями.

Иначе ребёнок будет продолжать привлекать к себе внимание всякими способами.

Граница риска

Нужно различать проверку на прочность и постоянные самоистязания. Первое напрямую взаимосвязано с познанием «нового» тела. Подросток экспериментирует и познаёт себя.

А вот постоянные попытки нанести себе порезы – это громкий сигнал родителям. В срочном порядке нужно обращаться к специалисту, иначе это может перерасти в большие проблемы.

Очень важно понять, что подросток хочет сказать своими поступками. Быть может, стоит поговорить с ним и всё обсудить.

Что делать?

В этом возрасте дети ищут понимание со стороны взрослых, и одновременно охраняют своё внутреннее пространство. Иногда дети хотят поговорить, но не могут выразить свои чувства и переживания. Поэтому в этот период хорошим собеседником может стать – не мама с папой, а кто-то из родных и близких.

Ребёнку будет легче высказать свои переживания менее близкому человеку. Нужен тот человек, который выслушает, поможет, не отвергнет, — утверждают эксперты. Бывают случаи, когда ребёнок перестаёт травмировать себя после сильного толчка от родителей.

Таким способом отец с матерью дают понять ребёнку, что он переборщил со своими выходками. Нужно заканчивать. Но иногда и этот способ не помогает и постоянное травмирование себя может привести к суицидальному исходу. Поэтому в таких случаях лучше всего обратиться к психологу.

Он поработает с ребёнком и поможет ему разобраться во всём. После сеансов ребёнок поймёт, что причинять себе боль — это не самый лучший выход из ситуации.

Источник: https://pressmed.ru/podrostki-prichinyaut-sebe-bol/

Самоповреждающее поведение подростков: инструкция для родителей | Психологический центр «ТОЧКА»

Подросток режет себе ноги

В подростковом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии и может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии.

Подростковый возраст – сложный период новых эмоциональных и поведенческих реакций, нетипичного, «иного» проявления личности подростка. Этот период знаковый и для родителей, так как происходит серьёзная трансформация отношений. Порой просто невозможно выстраивать диалог с ребёнком также как раньше.

Именно в этот период, в следствие гормональных изменений и появления чувства «взрослости», подросток реагирует на вмешательство в его жизнь взрослых как на оголённый электрический провод. Любое «не то слово» или «не те поступки» превращают родительско-детский альянс в плацдарм для боевых действий.

Причины самоповреждающего поведения подростков

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

Признаки самоповреждающего поведения:

✔ 1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы.

Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.

Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения.

✔ 2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

✔ 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

✔ 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном).

В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда.

Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.

✔ 5. Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно.

✔ 6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

✔ 7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.

✔8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?

✔ 1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).

Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.

✔ 2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций.

Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная.

В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.

Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.

Благодаря этому возникает эмоциональную стабильность, которой так не хватает подростку.

✔3. Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.

Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.

✔ 4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:

А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;

Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;

В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка.

✔ 5. При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, если он есть в школе.

Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.

✔ 6. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей.

Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации.

Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.

✔ 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу.

Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).

Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.

✔ 8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.

——————————————-—

Будем рады ответить на все вопросы, записать на психологическую консультацию и рассказать подробности!

Наш телефон не изменился:
☎ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 20.00

Источник: http://tochka-centr.ru/2019/08/08/samopovrezhdayushhee-povedenie-podrostkov/

Ох, рана: опасная мода набирает популярность у молодежи

Подросток режет себе ноги

В Европе развивается мода на легкие порезы и ожоги. В основном среди молодежи. Травмы причиняют себе подростки сами, совершенно добровольно и по собственной инициативе. Медики утверждают, что «процесс затягивает, как наркотики». В чем причина этого явления и что с этим делать — в материале «Известий».

Кровь умиротворяет

«В первый раз это было случайно — в месте комариного укуса почувствовала зуд. Почесать было естественной реакцией. Водила ногтями долго — зуд всё не успокаивался. Усилила нажим — появилась кровь.

Я смотрела на нее как завороженная. Появилось ощущение, что прикоснулась к обнаженным нервам и испытала кайф», — Хема Родригес (фамилия по ее просьбе изменена. — Прим. ред.

) рассказывает о пережитых чувствах, чаще глядя на свое предплечье, чем в глаза собеседнику.

Рука ее от кисти до локтя исполосована поперечными шрамиками. Ровные — следы порезов ножом. Искривленные — от соприкосновения других предметов, способных прорвать кожу.

«Ощущение запомнилось, захотелось еще. Знаете, так бывает, что кто-то в приступе злости и желания забить душевную боль физической бьет кулаком в стену. Или кусает себе губы. Или решает полоснуть по руке.

Неважно чем: ножом, ножницами, гвоздиком, обломком пластиковой авторучки, бегунком молнии куртки… Лишь бы появилась кровь. Это умиротворяет. Постепенно ты понимаешь, что тебе это надо, без этого не обойтись. Это затягивает.

Наверно, как наркотик (не пробовала — не знаю). И дешево — не надо денег вообще. И снимает проблемы».

Хема утверждает, что таким кровопусканием лечила всё — от рвоты до депрессии. И показывает ребро ладони, по которому бежит тату: «Каждый шрам строит мой трон». Что за трон — ответа нет.

Острый хайп

Согласно исследованию, опубликованному в британском научном издании Journal of Child Psychology and Psychiatry («Журнал детской психологии и психиатрии»), 27,6% европейских подростков 15–16 лет по собственной воле повреждают свое тело без суицидальных намерений, по крайней мере один раз в жизни. 20% делают это время от времени, и почти 8% занимаются этим на постоянной основе.

За последние 30 лет количество подобных случаев, фиксируемых ежегодно, увеличилось в 10 раз. Эксперты предупреждают о тенденции, которая более чем тревожная, хотя в средствах массовой информации об этом стараются не говорить.

Явление распространяется как пандемия и всё же остается почти незаметным для посторонних глаз, поскольку чаще всего режут, бьют и жгут руки и в тех местах, где они обычно скрыты рукавами рубашки.

Бригада испанских ученых под руководством психолога Даниэля Вега, занимавшаяся изучением этой проблемы, утверждает, что 32,7% лиц в возрастной группе населения страны от 18 до 32 лет подвержены тяге к самоистязанию подобным образом.

«В последние годы произошел сдвиг парадигмы. Самотравмирование, не влекущее за собой самоубийство, исторически понималось как редкое явление, связанное с каким-то серьезным психическим расстройством. Сегодня мы уже знаем, что это — вовсе даже не редкость.

И появляется оно не только у людей, страдающих от расстройства психики, — объясняет Вега.

— Из анализа их поведения мы знаем, что впервые причинить боль самому себе ради получения каких-то необычных ощущений — можете называть их кайфом, тут точнее термина, пожалуй, не подобрать, — они пробуют в возрасте от 12 до 16 лет.

63% людей, которые сделали это один раз, продолжают повторять маниакальный опыт как минимум год. Исторически считалось, что это было свойственно почти исключительно женщинам, однако теперь «саморезом» увлекаются и юноши, хотя чуть в меньшей степени».

«Это эффективный и быстрый способ уменьшить дискомфорт, вызванный гневом, грустью и беспокойством, и ни в одной клинике мы не можем предложить им что-то настолько же мощное, — дополняет коллегу врач психиатрического отделения барселонского госпиталя Hospital de la Santa Creu i Sant Pau Хуан Карлос Паскуаль. — Строго говоря, феномен этот назвать новым нельзя. Новым надо признать повальное увлечение этим. Раньше мы все-таки говорили о единичных случаях».

Как выясняется, девочки чаще используют методы, которые включают в себя наблюдение за кровью. Как правило, нанося себе порезы или царапины. В то время как мальчики предпочитают намеренно удариться обо что-то или опалить кожу огнем.

Моментальный «приход»

За последние 4–5 лет проблема встала во весь рост, а подпитывается она произведениями популярной культуры — главным образом кино и телевидением. В этом году вещающий через спутники и по кабелю канал HBO представил премьеру телесериала, основанного на книге Джиллиан Флинн «Открытые раны» (Sharp Objects в оригинальной версии).

героиня, которую играет голливудская звезда Эми Адамс, получила множественные травмы по всему телу. Камера акцентирует внимание зрителя на шрамах. Действующие лица рассказывают о происхождении чуть ли не каждого из них в отдельности.

До этого, в 2014 году, британский пианист Джеймс Роудс, сегодня обитающий в Испании, рассказал в книге Instrumental с каким-то особенным упоением о сексуальном удовольствии, которое он испытывал при употреблении наркотиков, попытках самоубийства и «резьбе по телу» лезвием бритвы:

«Самоповреждение не только способствует вашему самоутверждению — оно позволяет вам выразить свое отвращение к окружающему миру. Оно обучает вас контролировать боль и дает возможность наслаждаться ритуалом, заставляет организм вырабатывать всё больше эндорфинов.

Это омерзительное, зверское насилие над самим собой — оно похоже на необычное сексуальное приключение. Ты полоснул себе по руке или ноге — эффект наступил моментально, чувствуешь невероятный прилив энергии, душевный подъем. Тебя будто током звездануло.

Куда там «приходу» от героина или кокаина — тут всё в разы круче».

«На языке психиатров это называется эмоциональным регулированием, — говорит упоминавшийся выше Паскуаль. — Действие может показаться импульсивным; желание порезаться — возникшим вдруг.

На самом деле человек это планирует. Заранее. В нем копятся негативные эмоции — ярость, грусть, тревога, всё что угодно.

Снятие этого напряжения остро отточенным лезвием выступает способом уменьшить внутренний дискомфорт. Эффективно и быстро».

В погоне за болью

По статистике, приводимой испанским изданием El Mundo, от 70 до 97% людей, занимающихся самотравмированием, склонны к «резьбе по телу» — ногам, рукам, животу. От 21 до 44% — бьются. От 15 до 35% — обжигаются.

И, несмотря на такую тягу к причинению себе увечий, никто из них и в мыслях не держит убить самого себя этим. Скорее они почистят ножом картошку на кухне, чем вскроют себе вены.

Но риск суицида подобными действиями, объективно говоря, увеличивается.

Хрестоматийный пример — наблюдающаяся в отделении психиатрии госпиталя Сан-Пау девушка, представившаяся Анной.

Анна «дебютировала» в самотравмировании, будучи всего 14 лет от роду. Причиной послужили избыточный вес и булимия, борьба с которыми обернулась анорексией и нервными срывами вследствие неэффективности лечения названных заболеваний. Сегодня ей 16, и она всё еще не снята с учета: пару недель назад в очередной раз резала себе руки.

Когда она была толстушкой, ее постоянно подкалывали в школе. Вначале добродушно. Постепенно это усиливалось, негативные эмоции стали превалировать над позитивными — подтрунивание перешло в травлю. Она взялась самостоятельно худеть, начитавшись советов в интернете. Среди наиболее радикальных способов значились рекомендации по кровопусканию и причинению самой себе травм.

«От меня стали дома прятать все предметы, которыми можно порезаться: ножи, вилки и даже точилки для карандашей, которые я научилась разбирать лучше и профессиональнее, чем часовой мастер раскручивает ходики, — делится Анна своими «профессиональными» навыками. — Тогда я научилась создавать острые предметы из всего, что попадалось под руку.

Могла отломить частичку от каркаса мобильника. Или разбить найденные очки. Или «нечаянно» уронить тарелку. Если я проходила мимо выставленных на улицу каким-то рестораном столиков — могла запросто притвориться, что мне срочно надо завязать шнурки. Присаживалась возле столика, где стояли фужеры или стаканы, и уходила с одним из них.

Острые обломки всегда были со мной».

Медленное взросление

В Великобритании селфхарм (self harm — англоязычный термин, как это часто бывает, прижился в русском языке, просто сменив латинское написание на кириллицу) — одна из проблем, о которой трубят психиатры на всех углах.

За последние три года, как свидетельствуют результаты исследования, проведенного специалистами Манчестерского университета, количество случаев причинения тинейджерами (возраст от 11 до 19 лет) вреда собственному телу выросло на 68%.

«Речь, естественно, идет о случаях, подвергшихся огласке, — отмечает знакомый с темой корреспондент The Independent Мэй Балман. — Но тенденция ясна. Как, впрочем, и причины ее появления и развития».

В Германии, по данным газеты Die Welt, 35% подростков хотя бы один раз пробовали причинить себе боль режущим предметом. Любопытна динамика изменения пристрастия к самоповреждению в зависимости от возраста: среди 11–16-летних это пробовали 34%, в возрасте от 16 до 18 лет — 29%, от 18 до 20 — 17%, от 20 до 24 — 13%, старше 24 — 7%.

Причины, по мнению экспертов, комментирующих по просьбе издания эти показатели, те же, что и в других странах Европы: жалость к себе, внутренняя неустроенность, желание привлечь внимание и уйти от своих проблем.

Речь о получении тинейджерами удовольствия от повреждений тоже ведется, но немцы все-таки больше склоняются к мнению, что «кайф от боли — чаще бравирование перед другими и желание скрыть истинные причины, перечисленные раньше.

По мере взросления «ветер в голове стихает», молодые люди устраиваются в жизни и умнеют в конце концов».

По мнению журналистки The Independent (с которым в большинстве своем солидарны психологи и психиатры), во всем виновата социальная неустроенность, возникающая в результате инфантилизма.

«Подросткам (девочкам — в особенности, их среди «саморезов» большинство) хочется переложить решение своих проблем недостатка общения и несчастной любви на окружающих, потребовать от них проявления заботы, жалости, снисхождения и участия.

Искать пути решения самостоятельно они не приучены — без железной руки родителей здесь никак не обойтись.

Нужна переориентация тинейджера — на занятия спортом (это предпочтительно), на чтение книг (хотя сегодня, в эпоху интернета, это маловероятно — в Сети они скорее нарвутся на фильмы и литературу, изобилующую кровавыми сценами, чем на действительные шедевры искусства)», — убеждена Балман.

И, пожалуй, она права. Спорт требует преодоления, напряжения и даже самопожертвования. «Пусть лучше у меня мышцы болят от нагрузок, чем кожа от порезов», — некоторые из опрошенных подростков, «слезших с ножа», уже признаются своим психологам в том, что нашли путь исцеления.

В России феномен селфхарма тоже присутствует. Хотя не в такой степени распространен, как на Западе (считается, что 4% населения хоть однажды попробовали причинить себе боль сознательно), но, как говорится, тут стоит только начать.

Статистика Google показывает, что только в европейских странах за прошлый год запросы на поиск страниц, где общаются «самоистязатели», составлялись 42 млн раз. Анализ содержимого этих сетевых «клубов по интересам» показывает, что никакой профилактической деятельности с обращающимися там не ведется, всё как раз наоборот, работает на расширение контактов.

«Странно, что демонстрация обнаженной груди в соцсетях обложена кучей запретов сторонниками нравственности, а к страницам, подталкивающим посетителя к нанесению себе увечий, доступ свободный», — сетует испанский психолог Даниэль Вега, подчеркивая, что подобная ситуация сложилась не только на Пиренейском полуострове, но и во всем мире.

Источник: https://iz.ru/799228/vladimir-dobrynin/okh-rana-opasnaia-moda-nabiraet-populiarnost-u-molodezhi

Самопорезы и самоповреждения на руках у подростков в практике детского психиатра.Часть 1

Подросток режет себе ноги

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.

Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.

А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?

0 4432 31 Марта 2018 в 02:08

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения.

Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме.

В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе.

Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный.

Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно.

Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, — часто методом проб и ошибок.

Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна.

А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.

Звуковой вектор — это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание.

Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место.

А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке — слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, — ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора.

И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился».

В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество.

Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни.

«Оставьте меня в покое!» — это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором — частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они.

Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли.

И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, — причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.

Человек с кожным вектором обладает очень нежной кожей с низким болевым порогом. И если, наказывая, его бьют — то он переучивается получать удовольствие не от нежности и ласки, как положено, а от боли.

Меняются биохимические процессы в головном мозге ребенка. Измененный принцип удовольствия бессознательно толкает ребенка вести себя так, чтобы его опять наказали физически.

И хотя ему больно, он будет стремиться к боли именно из-за перестройки системы эндорфинов его организма.

Про таких говорят: «Специально ведет себя так, как будто еще получить хочет!» Именно поэтому в подростковом и уже взрослом возрасте нанесение себе самопорезов и иных самоповреждений, то есть причинение себе физической боли, способствует выделению эндорфинов, гормонов удовольствия, и это становится неким средством для снижения остроты душевной боли, связанной с неудовлетворенным звуковым вектором. Дети пытаются гасить боль души телесно, сами не понимая, зачем они это делают.

Когда это уже навязчивое самоповреждение кожи, психиатром может быть диагностирован синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Импульсивно, находясь во власти удушающей звуковой депрессии, в момент отчаянной душевной муки, хуже которой ничего нет, подросток со звуковым вектором наносит себе самопопорезы и самоповреждение на руках, реже ногах, других частях тела. Те, кто курят — тушат о себя сигареты. Тем самым они причиняют боль своему телу, которая на время приглушает боль души. Ведь боль души самая-самая сильная! Временно она уходит. Чтобы потом вернуться вновь.

Именно человек со звуковым вектором разделяет в своем восприятии тело и душу. Тело — это не я. Я — это бесконечная душа.

Душа, не находящая ответа на свои вопросы… Которая болит, мечется, не знает, куда податься… А тело? А кому оно нужно, это тело, все равно скоро умрет — так приходят первые суицидальные мысли.

Может начать развиваться синдром деперсонализации-дереализации и другие симптомы звукового вектора в болезненном состоянии: нежелание общаться, выходить из дома, чрезмерный сон или бессонница, головные боли, отрешенность от всего и так далее.

Роль других векторов в причинах самопорезов и самоповреждений на руках у подростков

Кроме звукового и кожного, подростки могут обладать еще и зрительным вектором, то есть иметь большую эмоциональную амплитуду. И в случае неправильного воспитания в детстве развитие их чувственной сферы затормаживается, такие дети могут вести себя демонстративно, «вскрывать вены», шантажировать суицидом. Но это совсем другой случай, он будет рассмотрен в следующей статье.

Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит.

Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения.

Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей.

Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями.

Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Ниже лишь небольшая подборка результатов от матерей, прошедших тренинг:

«Почему твой ребенок ищет смысл жизни и при этом режет свою кожу… И ничего не помогало, ни психологи, ни разговоры по душам, ни запреты, ни угрозы, ничего! И только когда я начала познавать себя с помощью СВП, познавать свою дочь, приняла и поняла, произошел перелом, и вот уже 3 месяца ни одного пореза, а шрамы наконец-то зажили!…начала общаться со мной, мы просто разговариваем! а этого не было больше года, она была полностью закрыта, я не могла пробиться к ней, а теперь она идет на контакт. Это чудо!»

Анна Л., менеджер в цветочной фирме Читать полный текст результата

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе понять себя.

Продолжение следует…

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/samoporezy-i-samopovrezhdenija-na-rukah-u-podrostkov-v-praktike-detskogo-psihiatra-chast-1

О здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: