Ребёнок не хочет разговаривать

Почему ребенок не хочет разговаривать

Ребёнок не хочет разговаривать

Почему ребенок не хочет разговаривать или говорит очень мало – удивляет и беспокоит родителей. Они задаются вопросом, правильно ли их малыш развивается.

В голове появляются различные предположения о причинах задержках развития речи у ребенка – умственная отсталость, мутизм или расстройство аутистического спектра? Многие матери паникуют, смотрят на малыша умоляющими глазами, почти хотят заставить его сформулировать «ма-ма», «ба-ба».

Не всегда недостаток речи у детей должен означать патологии или дисфункции речи. Как выглядит правильное развитие языка и когда нужно искать помощь для молчаливого ребенка?

Причины речевой задержки у детей: почему ребенок не хочет разговаривать

Маленькие дети отличаются словесными навыками. Один двухлетний ребенок прекрасно произносит целые предложения, другой вообще не хочет разговаривать или говорит очень мало и непонятно.

Узнайте:

Если у ребенка проблемы с речью, как ему помочь

Что делать если ребенок стал заикаться

Когда ребенок начинает говорить

Во сколько ребенок начал говорить

Развитие речи зависит от многих факторов, как биологических, так и экологических – структура мозга, генетические факторы, общение, контакт со взрослыми, стимуляция речи и т.д.

Речевое развитие начинается в жизни плода, в утробе матери. Он слышит ее голос, бьющееся сердце, реагирует на вибрацию звуков. Прелюдия в формировании вербальных навыков – это первый крик во время рождения и попытка сосать грудь. Все эти, казалось бы, незначительное действия оказывают значительное влияние на развитие артикулярного аппарата, который отвечает за речь.

Правильное развитие речи у детей может быть нарушено из-за различных факторов:

  1. болезни, перенесенные матерью во время беременности;
  2. употребление наркотиков или курение во время беременности;
  3. принятие определенных препаратов в период ожидания ребенка;
  4. длительный и тяжелый стресс беременной женщины;
  5. аномалии в построении речевых органов;
  6. отит уха или околоушной железы;
  7. нарушение слуха, потеря слуха, глухота;
  8. умственная отсталость ребенка;
  9. аномальное развитие центра понимания и речи в мозге;

Полное отсутствие речи или задержка речевого развития может быть результатом многих других эндогенных факторов (например, повреждение головного мозга), а также экзогенных (например, пренебрежение экологией). Патологии в области развития языка могут касаться как говорения, так и неспособности понимать слова.

Правильное развитие речи

Хотя каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, все же есть несколько стандартных этапов, которые позволяют детям правильно развивать свою речь:

  1. Период звуков – от рождения до первого года жизни. У младенцев, даже у тех, кто глух, между первым и третьим месяцами жизни можно наблюдать выдачу звуков, особенно горловых. С шести месяцев малыш начинает сочетать гласные с согласными (ма-ма-ма, уа, ба- ба-ба и тд). Глухие дети не произносят. Младенцы обычно болтают в одиночестве (бормотание), когда они чувствуют себя хорошо.
    К концу первого года жизни ребенок хорошо понимает взрослый язык. И хоть он не может еще много говорить. Он начинает произносит первые слова, состоящие из слогов (ба-ба, ма-ма, па-па, та-та).
  2. Период выражения – от первого до второго года жизни. Ребенок отвечает на вербальные команды и вопросы, самостоятельно произносит простые предложения, повторяет слоги и слова, которые слышит у взрослых. В течение этого периода, дети в возрасте до 18 месяцев должны говорить около 50 слов, включая звуковые (мяу, буум, бам и тд).
  3. Со второго по третий год жизни, прогресс в понимании и произношении речи продолжается. Вначале появляются предложения из двух слов, затем вопросительные, командные и восклицательные предложения. Ребенок к концу третьего года должен произносить около 500-1000 слов.
  4. Период специфического речевого развития – с третьего по седьмой год жизни. Речь ребенка становится вполне понятна для окружающих. Он овладевает сложной артикуляцией звуков (с, сь, з, зь, ц). Количество детских неологизмов (придуманных им слов, которыми ему удобно было обозначать какой-либо предмет или действие в раннем возрасте) уменьшается. Ребенок строит правильные утверждения с использованием сложных предложений.

Так выглядит правильное развитие речи у детей. Когда мы видим серьезные задержки в развитии речи у детей, стоит обратиться к специалистам.

Раннее вмешательство позволит выявить причины расстройства речи у ребенка и осуществить логопедию, а в случае с потерей слуха осуществить развитие малыша с помощью слухового аппарата.

Ниже рассмотрим причины, которые иногда являются ответами на вопрос: почему ребенок не хочет разговаривать.

Что такое мутизм, как влияет на речь ребенка

Почему маленький ребенок (например, двух лет) не хочет говорить — не всегда указывает на серьезные физические или психические расстройства. Иногда случается, что во время развития речи некоторые словесные навыки задерживаются. Позже они возвращаются к нормальному состоянию, и ребенок успешно догоняет своих сверстников.

Однако, иногда отсутствие речи или значительное ее ограничение может указывать на мутизм. Что такое мутизм? Это дисфункция речевой реализации, которая сопровождается умением понимать речь и использовать навыки письма. То есть ребенок понимает, что говорят, умеет писать, но не умеет говорить.

Существует органический мутизм, который является результатом аномалий в анатомической структуре вокальных органов (гортани, неба, языка, нервных центров головного мозга).

И функциональный мутизм, развитие которого обусловлено психологическими факторами, например, застенчивость ребенка, эмоциональная гиперчувствительность, долговременный стресс, беспокойство, родительские ошибки в воспитании, унижение, отказ, физическое и психологическое насилие над ребенком.

Функциональный мутизм диагностируется при исключении анатомических дефектах речевых органов и неврологических дисфункций.

Ребенок с функциональным мутизмом имеет способность говорить и понимать речь, но не разговаривает в важных социальных ситуациях. Он отказывается говорить, только кивает и использует альтернативное невербальное общение.

Этот вид мутизма чаще всего встречается в раннем детстве. Его еще называют истерический, элективный. Несмотря на понимание речи, ребенок не говорит вообще в определенных ситуациях, хотя при других обстоятельствах он может говорить довольно свободно.

Мутиотерапия в первую очередь сводится к минимизации страха перед разговором и развитию доверия у ребенка. Рекомендуется стимулировать речь, поощряя малыша даже за отдельные слова, например, призом или другим вознаграждением.

Задержка речевого развития – почему ребенок не хочет разговаривать

Речь – сложный процесс, который помимо способности артикулировать звуки включает в себя также понимание слов, способность сочетать слова с разумными и стилистически правильными фразами, а также ряд процессов, которые происходят в мозге.

Речь состоит из грамматики, стилистики, лексики, фонетики. В случае, когда двухлетний ребенок знает на 10-20 слов меньше, чем его сверстник, конечно, не стоит паниковать. Когда нужно беспокоиться? Когда годовалый ребенок только лепечет, двухлетний говорит всего несколько слов, и четырехлетний ребенок ограничивается эквивалентами предложений.

Когда развитие речи у ребенка является неадекватным норме, предписанной для данной возрастной группы, можно заподозрить задержку в языковом развитии.
В основном существуют два типа задержки развития речи:

  1. Спонтанная задержка развития речи – результат индивидуального ритма и темпов развития ребенка. Задержка относится только к речи. Понимание слов развивается правильно. Этот тип расстройства развития речи обусловлен аппарата артикуляции и задержкой созревания кортикальных центров, которые отвечают за производство и прием речи.
    Обычно дети при этом типе задержки не говорят до двух лет, но потом компенсируют словесные недостатки и к четырем, пяти годам догоняют своих ровесников. Психическое развитие таких детей является нормальным, и слух правильным. Спонтанное замедление развития речи чаще всего затрагивают мальчиков и часто сосуществуют с задержкой психомоторного развития ребенка.
  2. Несамостоятельное развитие речи – результат действия патогенных факторов, которые могут повредить центральную нервную систему, что в свою очередь приводит к нарушениям моторных, психических функций, неврологических и психических расстройств.

Принимая во внимание правильную модель развития речи у детей и наблюдая за своим ребенком, можно рано определить, есть ли у малыша задержка в речевом развитии или речевые дефекты.

Если есть подозрения, что с ребенком что-то не так. Следует не медлить и обратиться к специалистам, чтобы предотвратить другие проблемы нарушений в развитии.

Если статья была вам полезна, нам будет приятно, если вы поделитесь ею.

Источник: https://babyangelok.ru/zdorovie/zdorovie-rebenka/pochemu-rebenok-ne-hochet-razgovarivat-prichiny-rechevoj-zaderzhki/

Ребёнок не хочет говорить — почему первое слово играет важную роль в жизни родителей

Ребёнок не хочет разговаривать

Ребенок не хочет говорить! Первое слово ребенка, несомненно, играет важную роль в жизни родителей. Это то, чего стоит ждать. Но что если ждать приходиться слишком долго?

Какие умения ребёнок должен приобрести в два-три года

Примерно в два-три года ребёнок должен иметь в своём лексиконе примерно 1100-1300 слов, при этом умея составлять простые предложения со всеми частями речи (кроме причастий и деепричастий). Отсюда следует то, что для него не составит труда назвать действие, предмет или качество.

Он активно повторяет за родителями слова и даже целые фразы, рассказывает им истории и читает небольшого размера стихотворения, произнося полноценно почти все звуки, кроме самых сложных («р», «л», шипящие), а также свободно спрашивает о том, что ему незнакомо и интересно.

Если с вышеперечисленными признаками у малыша есть трудности, то тогда стоит посетить специалиста, который поможет разобраться, в чём причина.

Почему ребёнок не говорит

  1. Наследственность. Если мама или папа начали говорить ближе к трём годам, то вполне возможно, что ребёнок перенял эту особенность от одного из родителей, поэтому не стоит паниковать раньше времени.
  2. Ребёнок – мальчик. Бытует мнение, что период, когда малыш заговорит, напрямую зависит от его пола.

    Девочки общительнее мальчиков, поэтому и говорят раньше.

  3. Ребёнку не хватает общения. Бессмысленно ждать от дочери или сына ранней речи, если родители сами мало уделяют времени для общения в семье. В молчаливой семье молчаливые дети, что вполне логично.

    Поэтому чтобы пытаться исправить ребёнка, родителям стоит начать исправлять именно себя.

  4. Ребёнку не с кем общаться. Данная причина перекликается с предыдущей. Он готов начать общение, но с кем? У него довольно большой словарный запас, он всё понимает, но он сидит дома, а мама и папа постоянно заняты.

    В таком случае детский сад – оптимальное решение для данной проблемы.

  5. Резкие перемены в жизни ребёнка. Другая обстановка и другие люди – это может задержать первую речь малыша, потому что идет процесс адаптации. Тогда стоит дать ему время и помочь освоиться, давая больше положительных эмоций.

  6. Причина, связанная с каким-то заболеванием. Это обсуждается со специалистом.

Что делать, если ребёнок не хочет говорить

В первую очередь, нужно наведаться к педиатру, который проведёт осмотр и направит к нужным специалистам. Когда обнаружится проблема, будут выписаны соответствующие рекомендации, начиная от стандартных упражнений до лекарственной терапии. Обычно педиатр сначала отправляет к логопеду, который определяет уровень развития и речи ребёнка.

Затем к отоларингологу, который проверит связь между задержкой и проблемами артикуляционного аппарата. У ребёнка также могут быть проблемы со слухом или проблемы психологического характера. Но самое главное, это наладить общение с ребёнком, сформировать эмоциональный контакт.

Не стоит жалеть своё время для сына или дочери и садить их у телевизора, чтобы отдохнуть.

Какие ошибки совершают родители, когда пытаются развить речь ребёнка

В два-три года ребёнок познаёт окружающий мир через предметную деятельность. Когда родители показывают и называют вещь, то фактически они оказывают влияние на память ребёнка, но не на развитие речи.

Да, малыш может повторить за мамой или папой, но освоит ли он? Чтобы старания принесли результат, нужно прямое взаимодействие с тем предметом, с которым взрослый хочет познакомить своё чадо. Ему нужно почувствовать, какая вещь на ощупь, понять, что он может сделать с ней (карандашом можно рисовать, в машинку можно что-нибудь загрузить).

Можно составить даже небольшую и интересную сказку про этот предмет, через которую он может освоить качества и действия. Он должен познавать окружающий мир через тактильные действия.

Должна осуществляться совместная деятельность – это очень важно. Малыш должен видеть и чувствовать, что с ним хотят общаться, и тогда у него самого возникнет желание идти на контакт с людьми. Когда родители мало взаимодействуют со своим ребёнком, и вместо того, чтобы поиграть, дают в руки телефон, а сами продолжают заниматься своими взрослыми делами.

Их чадо, ранее желавшее проводить с ними время, постепенно отстраняется от них.

Мама и папа видят, что он что-то лепечет, и им этого достаточно, а когда приходит момент полноценно разговаривать – они начинают удивляться, почему у него задержка речевого развития? С ним не хотели говорить, когда он хотел, тогда почему он должен это делать, когда хотят взрослые?

Заключение

Конечно, самое главное, это прямое взаимодействие с ребёнком. Родители любят ребёнка, окружают игрушками, но в его жизни всегда очень важно именно родительское присутствие!

Источник: https://apteka24chasa.ru/rebenok-ne-hochet-govorit.html

Что делать, если ребенок не общается со сверстниками?

Ребёнок не хочет разговаривать

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.

Когда начинать учить общению?

Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.

Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.

Что мешает ребёнку общаться со сверстниками

Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

  1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
  2. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
  3. Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
  4. Не созданы условия дляобщения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
  5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности.

Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить.

Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

2.  Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте.

Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу.

Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

4. Разговоры по душам

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими.

  Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил».

Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

7. От противного

Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.

В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.

3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками

Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:

  1. «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
  2. «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
  3. «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.

Что делать, если ничего не помогает

Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже.

Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет.

Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.

Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.

Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/chto-delat-esli-rebenok-ne-obshaetsya-so-sverstnikami/

«Мой сын не хочет со мной разговаривать!» Почему дети игнорируют родителей и как это исправить

Ребёнок не хочет разговаривать

«Мой сын не хочет со мной разговаривать! – жалуется мама школьника и просит совета. Точнее, не совета, а долгого мучительного обсуждения вечной темы: дети нынче не те, сидят в сетях, общаться разучились. Можно, конечно, и поругать, но перед этим хорошо бы разобраться, о чем конкретно не хочет разговаривать подросток.  

Автор – Дмитрий Смирнов, создатель Школы усатого няня, автор программы обучения ораторскому искусству детей и подростков, бизнес-тренер, журналист, радиоведущий. Женат, воспитывает троих детей — Алексея (11 лет), Марию (7 лет) и Степана (3 года).

Слышал сотни диалогов в духе:

— Ну как в школе?

— Нормально.

— Почему ты меня игнорируешь?! Почему ничего не рассказываешь?!

Родители почему-то уверены, что ребенку должно быть безумно интересно обсуждать школьные будни.

Но это то же самое, как если бы жена, встречая мужа-рабочего после смены, где он целый день клепал болты, всерьез требовала подробного рассказа.

И «нормально» ей было мало – ты уж, пожалуйста, поделись, какие болты получились, какие не очень, понравилось ли сегодня на заводе, похвалил ли тебя бригадир и какими именно словами…

Нормально? И это все, что ты можешь рассказать?! Ты не хочешь со мной разговаривать! Давай подробности: что, как и откуда.

От детей почему-то ждут именно этого. Но почему не обсудить с ними то, что им действительно интересно?

Еще одна мама, жаловавшаяся на неразговорчивость современных подростков, привела на занятия двоих братьев. Однажды затронули тему компьютерных игр, ребята рассказали, что вышла игра-ужастик о заброшенном доме и семье зомби: «Сейчас смотрим обзоры – потом планируем купить».

Было видно, что тема цепляет, нашел видео о прохождении игры. И вот в два часа ночи сижу на кухне, на экране глава зомби-семейства угощает главного героя чьими-то внутренностями, а потом нападает на него с топором.

Не самые познавательные часы моей жизни, но это того стоило: когда во время разговора я упомянул странного персонажа со второго этажа, взгляд братьев мгновенно изменился. Потому что вдруг оказалось: взрослым тоже может быть интересно то, что цепляет их; взрослые не только ругают эти «глупые игрульки», но могут серьезно их обсуждать.

Но обижаться ведь проще?

Правда, на это нужно время: посмотреть обзор, почитать комментарии… Гораздо проще обижаться, потому что «обижаться» не мешает убирать, мыть посуду, косить газон на даче, смотреть футбол: включаешь телевизор – и спокойно себе страдаешь.

А чтобы быть с ними на одной волне, нужно напрягаться. Причем нельзя за вечер посмотреть пару видео, а потом до восемнадцатилетия получать дивиденды.

Помню, как когда-то на уроке впервые услышал «Иван Гай» — пришлось пересмотреть десяток видео в его блоге. Но уже в следующем году эти знания оказались абсолютно бесполезными: «Вы что, Дмитрий, Иван Гая сейчас уже никто не смотрит!»  

Когда детей даже не спрашивают!

Разумеется, блогерами и играми темы не ограничиваются. Знакомая рассказывает, что они с мужем никак не могут решить, куда поехать отдыхать: выбирают между Грецией и Черногорией.

— А что сын думает?

— Ему точно будет лучше в Греции.

То есть ребенка даже не пытались спрашивать, а ведь это отличная тема для разговора. Предложил – спросили, в итоге, через день родители получили по почте (а как же еще!) экселевский файл, в котором по десятку критериев сын сопоставил два варианта и вывел средние баллы каждому из них.

Понятно, что сработает далеко не со всеми, в ответ на просьбу обсудить отпуск запросто можно услышать: «Мне все равно!» Но есть и другие семейные темы: кто-то из детей с радостью поможет выбрать автомобиль или компьютер, кто-то поучаствует в выборе платья маме для похода на корпоратив. Вроде ничего особенного в этих советах нет, но почему-то многие как раз о самых простых темах и забывают.

Только, пожалуйста, не надо сюсюкать

Милочка моя, расскажи, как твой денечек? Что интересненького? Какую хотела бы сегодня выбрать одежку? (лучше даже, «одежечечку») 

В том, что не работает, в очередной раз убедился на примере врачей. Когда кто-то из детей заболевает, приглашаем доктора Андрея – он мгновенно находит общий язык с ребенком.

Не сюсюкает, не спрашивает, как учатся и какие кружки посещают – сам инициирует беседу, показывает медицинские приспособления из волшебного чемоданчика, предлагает подержать фонарик, объясняет, как это все работает и зачем нужно. Когда доктор однажды уехал на конференцию, пришлось обращаться к другому врачу. И тот начал диалог с привычных:

— А сколько тебе лет? А где учишься? А чем увлекаешься?

Ага, ребенок только и ждал, чтобы рассказать незнакомому бородатому дядьке о своем хобби. Причем врача абсолютно не смущает, что он задает тридцать девятый вопрос, а его пациент еще и на первый толком не ответил.

Будьте интересными для своего ребенка

Мои дети обожают проводить время со своим дедушкой. Он не спрашивает об оценках и прочих производственных успехах, а постоянно рассказывает что-то интересное.

Гуляем по лесу – о жучках и паучках, пролетел самолет – факты из истории авиации, потом о кораблях и много чего еще. Конечно, чтобы рассказывать что-то интересное, это интересное в голове нужно накапливать. А многие родители уверены, что с ними детям должно быть весело и увлекательно просто по факту рождения.

Это работает только в первые годы жизни малыша, когда мы для него – главный источник информации об окружающем мире. А потом у нас появляются конкуренты: телевизор, планшет, гугл… Знаний о том, что дерево – это что-то большое, а куст – поменьше, уже мало.

Понятно, интернет все равно будет знать больше, но мы можем отобрать самое интересное и преподнести это в самое подходящее время, мы можем высказывать свое отношение, слушать, что по этому поводу думает ребенок.   

А еще мы можем шутить – и это мощнейший инструмент.

Давайте советы, когда их просят

Взрослые упрямо хотят быть где-то высоко, на родительском пьедестале – отсюда и постоянные оценки, рекомендации, которых никто не просил. Как поступают многие мамы и папы, когда ребенок жалуется на учительницу или одноклассника-хулигана? Тут же выдают сотню готовых рекомендаций.

А их просили? Или просто хотели поддержки и сочувствия, понимания, в конце концов: «Да, сын, это обидно», «Маша странно себя повела, ты права».

Советы нужно давать тогда, когда их просят. Если уж очень хочется, тогда без поучений, проще всего рассказать о своем опыте: «Когда учился в пятом классе, у меня были сложные отношения с математичкой…»

Вообще, нужно больше говорить самим. Если ежедневный диалог родителей сводится к обмену междометиями «ну?», «ыгы» и «ага», откуда тогда у детей появится желание часами рассказывать, как прошел день.

Нужно показать пример!

Выходим из кинотеатра и не спрашиваем, что тебе больше всего понравилось, а говорим о себе: «Момент с улиткой, конечно, самый смешной…» От допроса – к обмену мнениями.

То же самое с вечерними разговорами: когда мама с папой рассказывают друг другу, с кем встречались за день, обсуждают новости, ребенок видит, что так можно, и постепенно включается сам.

Причем во время такой беседы можно и о школе спросить, но не об оценках и контрольных: «Чем закончилась та история с физичкой?», «Мы тут с мамой вспоминали, что в классе был парень, который всех доставал.

Наверное, в каждом классе такой есть?».

Если интерес искренний, ребенок это чувствует и идет на контакт. В абсолютном большинстве случаев. Мало приходилось видеть детей, которые бы не хотели разговаривать с родителями. Обычно очень хотят! Но именно разговаривать, а не подвергаться допросам.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/psycho/25590-moi-syn-ne-khochet-so-mnoi-razgovarivat-pochemu-deti-ignoriruyut-roditelei-i-kak-eto-ispravit.html

Ребенок не хочет говорить: почему и что делать

Ребёнок не хочет разговаривать

30.11.2019

Доброго времени суток уважаемые родители. В сегодняшней статье мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет говорить. Выясним, какими могут быть причины данного состояния. Вам станет известно, что необходимо предпринять в подобном случае, а также, как себя вести, чтоб предупредить подобное явление в жизни своего карапуза.

Возрастные нормы

Если ребенок в год не говорит, то волнение родителей только начинает набирать обороты. Если такое явление наблюдается у малыша в два с половиной года, они уже спешат на прием к психологу или неврологу.  Важно понимать, что возраст, когда ребенок осваивает разговорную речь, выражается целыми предложениями, может отличаться у детей ввиду индивидуальных особенностей.

Существуют определенные среднестатистические данные касательно того, в каком возрасте какие изменения речевого аппарата должны наблюдаться:

  • в три месяца карапуз начинает гулить;
  • в шесть — восемь месяцев начинает лепетать;
  • в 10-месячном возрасте девочка может произнести первое слово, для мальчика оптимальным будет один год;
  • в полтора годика в словарный запас малыша может входить около десяти слов;
  • в 2 года ребенок, как правило, знает местоимения, у него постоянно пополняется словарный запас;
  • в трехлетнем возрасте малыш может произносить приблизительно 350 слов, свободно выражать свои эмоции словами;
  • в 4 годика карапуз в своем словарном запасе имеет приблизительно полторы тысячи слов;
  • пятилетний ребенок владеет больше, чем тремя тысячами слов.

Если ваш малыш опаздывает, не попадает в эти сроки, то можно начинать волноваться, но сильно переживать все равно не стоит, так как возможно это особенность вашего ребенка и нет никакого отставания в развитии.

  1. Если вашему карапузу годик, и он практически не говорит, то стоит оценить его общее состояние:
  • каким образом он реагирует на голоса людей, шум приборов?
  • если его позвать, отзовется ли он?
  • появляются ли какие-либо реакции на то, что происходит вокруг?
  • отсутствуют ли нарушения в пространственной координации?
  • как обстоят дела с мелкой моторикой?
  • какое у карапуза эмоциональное состояние?

Начинать беспокоиться о том, что кроха годовалого возраста ничего не говорит можно только в том случае, когда на лицо полная задержка психомоторного развития. Такое явление возможно при наличии органических нарушений функционирования головного мозга, снижении слуха, проблемах со зрением.

  1. Если малыш в 3 года продолжает молчать или говорит, но совсем мало, бессвязно, это однозначно повод для обращения к специалисту.
  2. Если ваш карапуз для своего возраста знает слишком мало слов, но при этом его словарный запас постоянно увеличивается, переживать не стоит. Ребенок развивается, на лицо положительная динамика.

Возможные причины молчания

Если ребенок не говорит или практически не разговаривает, всему виной могут быть определенные факторы.

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей или оба начали поздно говорить, то высока доля вероятности, что и у малыша будет задержка.
  2. Половая принадлежность карапуза. Нужно понимать, что мальчики в силу своего развития начинают говорить позднее, чем девочки.
  3. Отсутствие полноценного эмоционального общения. Если у ребенка нет возможности наблюдать за тем, как кто-то говорит, сопровождает свою речь жестами и мимикой, различными интонациями, то у него будет отставать речевой навык.
  4. Гиперконтроль родителей. Если мама или папа постоянно препятствует попыткам познать мир, запрещают карапузу делать то, к чему он стремиться, они блокируют желание начать говорить.
  5. Продолжительное использование соски-пустышки, в результате чего развивается неправильный прикус, приводит к дефекту речи.
  6. Влияние стрессовых факторов. Если в семье постоянные конфликты или ребенок растет вдали от родителей, это оказывает воздействие на его психику. Одной из последствий является проблемы с речью, нежелание говорить.
  7. Отсутствие мотивации. Если ребенок с раннего возраста привык к тому, что родители распознают его жесты, указывающие на те или иные потребности, у него не появляется необходимость начинать произносить какие-либо звуки, ведь его и так все понимают.
  8. Наличие информационной перегрузки может приводить к проблемам с речью. Ситуация, когда мама с папой пытаются с ранних лет обучать ребенка счету, чтению, еще и иностранному языку.
  9. Индивидуальный темп. Запоздалая речь может быть особенностью ребенка, и он совершенно не отстает в развитии. Просто не пришел еще его час, карапуз обязательно начнет говорить, когда наступит его время.
  10. Педагогическая запущенность. Ситуация, когда родители совершенно не занимаются с ребенком, не пытаются развивать его речевой навык, не выполняют необходимые упражнения.
  11. Негативизм у малыша. В ситуации, когда родители постоянно требуют от карапуза, чтоб он начал говорить, ребенок в какой-то момент просто замыкается, протестуя против требований мамы или папы.
  12. Взросление в двуязычной семье. Если ребенок растет, постоянно слыша, как люди говорят на двух языках, ему сложно распознать одну речь, сформировать свой лексикон.
  13. Тяжелые роды матери или внутриутробная гипоксия могут повлиять на отставание речи.
  14. Несовершенство артикуляционной системы. Например, если у ребенка короткая подъязычная уздечка, ему будет сложно изъясняться.
  15. Проблемы со слухом. Необходимо понимать, что для формирования словарного запаса ребенок должен, в первую очередь, воспринимать речь на слух.
  16. Наличие алалии — недоразвитости речевых центров. Возможно в случае с повреждением головного мозга в младенческом возрасте или в период внутриутробного развития.
  17. Отклонения в интеллектуальном развитии: аутизм, генетические заболевания, синдром Дауна могут повлиять на отставание речи.

Советы

Чтение сказок способствует развитию речевого навыка у ребенка

  1. Относитесь к малышу, как к отдельной личности, такой же важной и значимой, как любой взрослый человек в вашей семье. Говорите с ним, советуйтесь, обсуждайте будничные дела. Спрашивайте, например, о том, что приготовить на ужин.

    И даже, если малыш вам ничего не отвечает, у него начинает вырабатываться привычка необходимости общения между людьми. В то же время карапуз начинает лучше понимать пассивную речь.

  2. Важно помнить, что нередко отсутствие желания говорить обусловлено гиперопекой родителей, проявляемой в том, что они все решают, сами отвечают за ребенка, тем самым не давая ему развиваться.

    Если это ваш случай, то самое время понять, что вы вредите малышу. Позвольте ему самостоятельно говорить, отвечать, принимать решения.

  3. Отправляясь на прогулку с малышом, идя в магазин или в поликлинику, проходя вдоль дороги, обсуждайте все, что встречается на вашем пути.

    Едет машина, укажите на это, также можете сказать, что она, например, большая или маленькая, красная или черная.

  4. Почаще задавайте малышу вопросы. Они могут быть абсолютно элементарными, можно начать с тех, ответ на которых «да» или «нет». Поначалу карапуз будет молчать, но со временем поймет, чего вы от него хотите.

  5. Отлично, если в семье есть старшие дети, которые уже говорят, или же в вашем кругу есть такие карапузы. Ведь ребенку важен пример для подражания. Почаще оставляйте своего малыша в кругу других детей, которые уже начали говорить, чтоб он перенимал этот навык.
  6. Делайте с ребенком артикуляционные упражнения, специальную разминку для щек и губ, языка.

    Можно продемонстрировать, как рычит тигр, улыбается лягушка или облизывается волк.

  7. Малышу с задержкой речи необходимо читать, как можно больше книг, чаще с ним беседовать. Читайте стихи и сказки, разглядывайте картинки, сопровождая их описанием того, что на них изображено. Пусть и карапуз участвует в этом процессе. Не стоит оставлять перед компьютером или телевизором.

  8. Недопустимо срываться на ребенка, оскорблять его за то, что он не может говорить, и уж тем более не стоит его сравнивать с соседским карапузом, который уже давно лепечет. Так вы только еще больше усугубите ситуацию, малыш и вовсе может замкнуться.
  9. Если проблемы с речью обусловлены патологическими факторами, то обязательно стоит обратиться за консультацией к педиатру, который уже перенаправит к более узкому специалисту, неврологу или психологу. Когда врач выяснит, почему малыш не говорит, сможет назначить специальное лечение. Для подтверждения точного диагноза специалист может направить на определенные лабораторные исследования.

Меры предосторожности

Прослушивание музыки отлично воздействует на развитие речевого аппарата

  1. Специалисты советуют беседовать с ребенком, начиная еще со времен внутриутробного периода. В третьем триместре плод отлично распознает звуковые колебания.
  2. Малышу до шести месяцев очень важно следить за артикуляционным аппаратом родителей.

    В этот возрастной период дети осознают связь между звуком и тем, как двигаются губы. Ребенок сам пытается повторить то, что доносится до его ушей, именно так первоначально появляется гуление, следом за которым идет лепет.

  3. Важно окружить ребенка общением. Разговаривать нужно, как со взрослым, правильно, внятно, не торопясь.

    Задавайте крохе вопросы, пусть он тоже вступает в диалог. Не стоит думать о том, что карапуз слишком мал и не понимает, что ему говорят.

  4. Не нужно лепетать и сюсюкаться.

    Если при виде ребенка вы начинаете употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, кашечка, машиночка, то у карапуза формируется неправильная речевая функция. С ребенком нужно разговаривать, как со взрослым.

  5. Музыка отлично воздействует на развитие речевого аппарата.

    Подбирайте подходящие мелодии, например, колыбельные или классическую музыку.

  6. Давайте ребенку, как можно больше заданий для развития мелкой моторики. Можно прибегнуть к использованию специальных игрушек, давать ребенку перебирать крупу, закручивать крышки, цеплять прищепки, собирать пирамидку, лепить из пластилина.

  7. Не спешите давать ребенку то, что он требует, используя жестикуляцию. Таким образом, вы тормозите развитие речевого навыка, ведь малыш понимает, что может получить необходимое, не открывая рта.

Теперь вы знаете, что делать, если малыш не хочет разговаривать.

Помните о том, что влиять на это могут и патологические причины, и особенности развития, не требующие никакого вмешательства со стороны. Поэтому крайне важно выяснить, что именно привело к данному явлению, возможно, малыш просто еще слишком мал для того, чтоб разговаривать.



Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/rebenok-ne-hochet-govorit.html

О здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: