Как можно ребенку помочь?

Как я могу помочь детям-сиротам?

Как можно ребенку помочь?

В настоящий момент в российской федеральной базе числятся почти 45 тысяч анкет детей, которые по разным причинам остались без попечения родителей.

Всего в нашей стране работает больше 1,3 тысячи организаций для сирот, а в Ленинградской области их около 25. Дети, лишенные родительской опеки и любви, очень хотят обрести любящие семьи. Но не каждый готов взять ребенка из детского дома.

Рассказываем, как внести вклад в развитие и воспитание сирот. 

Почему важно помогать детям-сиротам?

Дети-сироты живут в закрытых учреждениях. У них есть одежда, еда, им дают среднее образование. Сиротам также предоставляется жилье и льготы на обучение в высших учебных заведениях. Но ребенок — это маленький человек, у которого есть эмоции, чувства и переживания.

У детей есть воспитатели, но их мало, а сирот много. Порой ребятам не с кем поделиться своими мыслями, не у кого спросить совета.

У многих воспитанников детских домов в той или иной степени есть расстройство привязанности — когда ребенок эмоционально не привязан ни к родителям, ни к тем, кто их замещает. Расстройство привязанности проявляется по-разному, и не в лучшем ключе.

Ребенок может стать подавленным и замкнутым. Дети с расстройством привязанности также бывают агрессивными. В будущем таким воспитанникам детских домов может быть сложно адаптироваться к жизни.

Каждому сироте нужен проводник во взрослый мир — человек, на которого можно ориентироваться, который выслушает и даст совет. Обычно дети могут спросить совета у своих близких родственников: мамы или папы. К сожалению, у воспитанников детских домов их нет. Но рассказать им о мире можете вы.

Могу ли я приехать и пообщаться с ребятами или нужно подготовиться?

Просто так посетить детский дом, пообщаться и поиграть с детьми нельзя. Для того нужно стать волонтером. В России существует множество благотворительных фондов помощи детям-сиротам, их можно найти в интернете. Одним из них является фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам«, который осуществляет свою деятельность по всей стране.

На сайте фонда имеется раздел «Как помочь», в котором можно выбрать способы помощи, в том числе и пункт «Стать волонтером». В этом разделе вы можете заполнить анкету для региональных волонтеров, которую рассмотрит администрация сайта. Если вашу анкету одобрят, то, в случае необходимой помощи, с вами свяжется администрация фонда.

Но всем, кто

У фонда «Арифметика добра» существует программа «Наставники». С её помощью для детей-сирот находят взрослых-друзей, которые регулярно общаются с детьми, поддерживают их в трудных ситуациях, дают советы,  знакомят с окружающим миром, слушает, когда это необходимо.

фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Решение стать волонтером не должно быть спонтанным. Волонтер — это не хобби, а вполне ответственная работа.

Подумайте, готовы ли вы тратить свое личное время на посещение детских учреждений, которым будете помогать на постоянной основе. Также будьте готовы к тому, что вам придется пройти строгий отбор в волонтеры и/или «наставники.

Обычно, требования следующие: у кандидата не должно быть судимостей, алкогольной и наркотической зависимостей, психических заболеваний и детей, прав на которых кандидат лишился.

Слышал, что детям в детдома возят сладости. Волонтеры тоже этим занимаются?

Действительно, очень часто посетители детдомов привозят какие-либо подарки. Например, сладости или игрушки для воспитанников детского учреждения.

Это неплохо, но многие психологи считают, что так у детей формируется «психология иждивенца».

Посудите сами: ребенок все время получает подарки от разных незнакомых людей, начинает принимать их как должное и считать, что в будущем ему все будет «подано на блюдце». Однако во взрослой жизни так не бывает.

Если вы действительно хотите помочь детям-сиротам, то перед приездом в детский дом нужно посоветоваться с сотрудниками учреждения и узнать, чего конкретно сейчас не хватает детям. Очень частно нужны детские и подростковые вещи: одежда и обувь. Оно и понятно: дети растут, а одежда изнашивается.

Про подарки понятно. А как же правильно общаться с воспитанниками детского дома?

Дети-сироты постоянно находятся в замкнутом коллективе. Поэтому, вероятно, первое время они буду скованны и не разговорчивы. Отнеситесь к этому с пониманием, ведь общаются они с очень ограниченным числом взрослых — воспитатели и учителя.

Еще одно немаловажное условие в общении — отсутствие жалости. Не относитесь к ребенку, как к брошенному котенку. Это ребенок, который нуждается в поддержке и внимании, а не в ваших сокрушениях в духе «бедненький, так тебя жалко, ты же совсем один».

«Арифметика добра»

Общаться я не готов, могу ли помочь деньгами?

Помимо покупки вещей можно позаботиться и о других, но не менее важных мелочах, которые пригодятся воспитанникам детского дома в будущем. Наверняка знать, что именно и в какой момент понадобиться детям, невозможно. Но это не означает, что этого сделать нельзя.

В этом случае помочь учреждению можно финансово, перечислив любую сумму в фонды помощи детским домам. Одним из них является благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Время помогать«, который осуществляет свою деятельность на территории Петербурга и Ленобласти.

А что делать, если я не могу помочь деньгами?

Организации, помогающие детским домам, очень часто проводят различные акции, в поддержку сирот. Вы можете принимать в них участие. Например, фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» проводит благотворительные марафонские забеги. Вы можете стать одним из бегунов и принимать активное участие в сборе средств на нужды сирот.

Источник: https://ivbg.ru/7948381-kak-ya-mogu-pomoch-detyam-sirotam.html

Советы, как помочь ребёнку с домашним заданием

Как можно ребенку помочь?
02.12.19 10:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/sovety-kak-pomoch-rebenku-s-domashnim-zadaniem/

Чем можно помочь детям в домах ребенка?

Как можно ребенку помочь?

Понравилась как на этот вопрос ответили в статье http://www.pravmir.ru/chto-nuzhno-rebyonku-v-detskom-dome-instruktsiya-dlya-zhelayushhih-pomoch/

«Финансирование государства

Елена Альшанская

Пару лет назад аппарат Уполномоченного по правам ребенка собирал данные по финансированию детских домов в регионах, и самая маленькая сумма в самом бедном регионе из тех, что они посетили, была 25 тысяч рублей в месяц на ребенка.

В Москве, например, это больше 100 тысяч в месяц на ребенка, находящегося в учреждение для детей с особенностями развития. И около 100 тысяч в месяц на одного ребенка в Домах ребенка.

Что входит в сумму

В сумму, которое государство ежемесячно выделяет на каждого ребенка в сиротских учреждениях, входит его содержание, в неё включаются оклады сотрудников, в том числе административный персонал. Ремонт, содержание зданий в эту сумму не входят. На это выделяется отдельный бюджет.

То есть содержание одного ребенка в детском учреждении очень дорого для государства.

Если мы сталкиваемся с ситуацией, когда в регионе в детском доме дети ходят в рванных колготках, то скорее всего либо регион экономит на самых незащищенных (если это выяснится — станет большой проблемой для губернатора), либо в каком-то месте от точки передачи денег до конечного получателя происходит коррупция.

Про лекарства

Если ребенку положены какие-то дорогостоящие лекарства, учреждение формирует на них отдельный заказ.

С точки зрения медицинского законодательства, дети-сироты обеспечены бесплатным лечением, включая медикаментозное, практически по всем заболеваниям, за редким исключением.

Тем более ВИЧ-инфицированные, для этого есть СПИД-центры, на сколько, в каждом регионе и они обязаны получать свое лечение безусловно.

С лекарствами проблем при нормально работающих региональных структурах быть не может в принципе. Они возникают там, где, опять же, регион считает, что сироты там не имеют никакого к ним отношения, либо там, где на том или ином этапе: на уровне самого учреждения, на уровне вышестоящего ведомства происходит банальное русское воровство.

Про памперсы и госзакупки

По-настоящему нуждаются дети, которые живут в семьях, доход которых ниже прожиточного минимума. В детских домах на детей государство тратит такие суммы, которые редкая семья может себе позволить тратить.

При нормальном расходовании средств, при хорошем управлении детские дома могли бы обеспечивать близ лежащие семьи помощью из излишков, которые бы у них оставались. Но так происходит редко. Хотя, конечно, те же самые московские детские дома, очень укомплектованы. Да, есть истории, с которыми бывают проблемы.

Хотя какие-то проблемы могут возникать. Например, во многих регионах до сих пор существуют определенные нормативы, по которым дети обеспечиваются одеждой и всем остальным. Например, стандартный норматив на памперсы — три штуки в день. Понятно, не предполагается, что ребёнок будет весь день в памрерсах. Но бывают ситуации, когда ребёнок, например, простывает, и пампресов требуется больше.

Или выделяется по нормативу ребёнку одно пальто в год, а он его порвал на следующий день.

Основное количество вещей закупается, к сожалению, по госзакупкам. Очень большая ошибка, что социальные учреждения были включены в эту систему. Поэтому, речь, в основном, о массовых, а не штучных закупках, и ребенок не может себе индивидуально подобрать ту одежду, которую он хочет.

Ситуация будет меняться со следующего года. Вступает в силу новое положение об учреждениях, из которого следует, что закупки нужно будет индивидуализировать и то, что нужно ребенку, вместе выбирать с ним.

Просьба — тревожный звоночек

Когда мы слышим просьбы от детских домов, касающихся материального обеспечения — это, скорее звоночек, что необходимо серьезное расследования: на каком этапе снялись деньги, почему у детей нет элементарного, положенного по нормативам, того, что обязано предоставить государство: каких-то вещей или каких-то предметов быта, гигиены.

Очень часто волонтеры не готовы на это расследование, не готовы терять контакт с учреждением, они в заложниках у этой системы. Чтобы не потерять доступ к детям, они готовы привозить все, что скажет директор, не разбираясь с тем, почему он просит у них те или иные вещи.

В некоторых ситуациях нехватка того или иного — действительно вина директора, в некоторых — вышестоящих инстанций.

Что нужно ребёнку

Самое главное: дело даже не в том, что мы привозим вещи взамен, видимо, кем-то сворованных бюджетных средств, делаем дорогостоящие ремонты, а в том, что на самом деле ребенку, который находится в учреждении, по большому счету, все равно, дырявая у него курточка или нет, выкрашены стены или не выкрашены, красивая у него кроватка или некрасивая.

Он находится в очень серьезной стрессовой ситуации от того, что остался без семьи, проживает в условиях казармы, потому что, любое учреждение — казарма.

Это ненормальная ситуация для ребенка — отсутствие конкретного взрослого, который о нем заботится, отсутствие нормальных семейных условий. Ребенок находится в довольно дискомфортной ситуации, как бы мы ее не обустраивали мягкими игрушками, игровыми, комнатами релаксации. Дискомфортно по сути, а не по материальному окружению.

Поэтому, самое главное, если бы компании, тратящие огромные средства (на которые можно было бы выстроить социальную систему России заново) на подарки детям на Новый год, задумались, а что же реально нужно детям, какова главная проблема? В реальности детям нужно жить в семье, а не в детском доме.

Как помочь детям из детского дома тем, кто хочет помогать

1. На те суммы, которые тратит компания средней руки на то, чтобы сделать один новогодний праздник в детском доме, можно например, наладить (или поддержать) работу социально-реабилитационного центра, который бы работал с семьям, помогая преодолеть кризис и сохранить ребенка в семье.

Почему у нас много детей в детских домах? Мы знаем, что большинство из них — социальные сироты, сироты при живых родителях.

То есть с семьей, которая находится в трудной жизненной ситуации, никакой социальной работы не ведется. В качестве простого решения ей либо предлагают добровольно, по заявлению устроить ребенка в учреждения, либо ребёнка забирают по суду, лишая родителей прав, либо ограничивая в них.

При этом нет никакой гарантии, что ребенок устроится в новую семью и будет там благополучно жить. А главное, этот опыт настолько травматичен, что мы психологически уродуем человека с детства.

Ведь во многих ситуациях не было насилия со стороны семьи по отношению ребенку, их можно было бы разрешить с помощью социальной работы, даже когда мы говорим об алкоголизме (если речь не о последней его стадии). То есть нормальный социально- реабилитационный центр для зависимых, где ведется дальнейшая психологическая по реабилитации, помог бы сохранить ни одну семью.

То же самое с другими проблемами, с которыми семье без помощи специалистов не справиться, а с помощью специалистов у детей появляется шанс остаться дома.

2. Помощь центрам, занимающимся работой по семейному устройству. Это, кстати, требует куда меньших вложений. Но всё-таки работа с кровными семьями приоритетнее. Но если всё-таки с кровной семьёй не сложилось, ребёнок устроен в приёмную, нужно поддерживать приёмных родителей и здесь вновь требуется работа специалистов, но работа по сопровождению у нас налажена еще плохо.

3. То есть деньги нужно тратить не на подарки детям и не на памперсы, а на оплаты работы специалистов (социального работника, юриста, психолога), как в первом случае, так и во втором. Но ее не оплачивает никто. У нашего фонда есть проект и по профилактике сиротства. Он наиболее не популярен у жертвователей.

Но люди не готовы ТАК помогать. Мы дождемся, когда этого ребенка изымут из семьи, он останется лежать один в огромном учреждении в кроватке, и тут придем мы с мягким мишкой, с коробкой конфет. Но нет смысла в этом мишке, в этих конфетах, в празднике, который мы ему организуем.

Зато ребёнок получает очень плохой опыт: извлекать бонус из своего несчастья.

Он начинает понимать, что хотя он отличается от всех: он изгой, живет, за забором, в школе его называют «детдомовский», у него нет семьи, он никому лично не нужен, никто не утешает его, когда он хочет плакать, но именно поэтому можно клянчить у взрослых людей подарки — айфоны, развлекательные поездки и чувствовать, что это как-то компенсирует его несчастное одинокое положение. На самом деле, конечно, не компенсирует.

К сожалению, очень многие дети в крупных городах избалованы этой ситуацией, особенно когда под Новый год количество подарков иногда просто неприлично, редкий ребёнок в семье может получить столько и таких дорогих.

4. Это не значит, что вообще не нужно ничего дарить. Важно выяснить: действительно ли нет подарков, что было бы очень странно, поскольку на них тоже выделяются средства из бюджета.

К сладким подаркам из бюджета можно подарить что-то ещё, но пусть на это будет выделена десятая часть средств, которые компания предполагала потратить на помощь детям. Девяносто процентов этих средств пусть уйдет на то, чтобы выстроить систему сопровождения, помощь НКО, которые занимаются поддержкой кровных семей. Ценным подарком будет, если ребёнок следующий Новый год встретит дома.

5. Человек живёт в маленьком городке, где нет никаких реабилитационных центров и центров сопровождения, но он хочет начать помогать детям? Пусть он, например, вспомнит, подучит математику за среднюю школу и пойдет репетитором в детский дом, в конце концов.

Нельзя идти от ощущения, что я маленький и ничего не могу, только купить пакет памперсов. Это не так. Например, один человек может сделать простую вещь: повесить объявление в местном храме: «Я Иванов Иван Иванович, хочу помогать детям в детском доме. Кто желает присоединиться — звоните». Собрав группу людей, объединив усилия, можно сделать что-нибудь полезное.

Из маленького ресурса одного человека можно сделать большой, найдя единомышленников. И это очень важно, если на маленькой территории никто не занимается тем семейным устройством, значит, нужно чтобы кто-то начал.

6. Если мы говорим о проектах внутри учреждения, то это могут быть проекты наставничества, или проекты, направленные, например, на то, чтобы нанять репетитора ребенку, подготовить к экзамен, к поступлению, а также помочь с выбором будущего места учёбы.

Вполне адекватно один новогодний подарок может оплатить месяц работы репетитора, а если люди скинутся, то можно на год нанять репетиторов, которые будут приходить и заниматься с детьми. Для этого не нужно быть крупной компанией

7. Если ребенок в учреждении, и его надолго кладут в стационар, можно оплатить ему няню на время лечения. Есть множество таких мелких моментов, которые стоит продумать.

8. Советую всем придерживаться того же правила, которое стало важным для нас и на которое мы стараемся ориентироваться. Постоянно задавать вопрос: то, что я делаю сейчас, чем поможет этому конкретному ребенку, когда он в 18 лет выйдет один, никому не нужный на улицу из детского дома?

Чем ему там поможет получение дорогого подарка на Новый год? Ничем. Какие-то вещи, связанные с его образованием, здоровьем помогут. Но важно всегда помнить, что в первую очередь нужно ребёнку — это возвращение в кровную семью или устройство в новую, при чем в приоритетном порядке: вначале в кровную.

И на третьем месте всё остальное — здоровье, образование, социализация, поддержка конкретного взрослого-наставника.»

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/id807713/735213

«Хочешь творить добро, а причиняешь боль»: что делать, чтобы помочь детям-сиротам

Как можно ребенку помочь?

Взять ребёнка из детского дома готовы немногие. При этом помочь детям-сиротам всё равно хочется. Тут, главное, действовать правильно, потому что из добрых побуждений можно не только помочь, но и навредить. Мама приёмной девочки Ксения Букша объясняет, что нужно знать перед тем, как помогать детям-сиротам, и чего делать нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как помочь ребёнку найти приёмную семью (или сохранить свою)

Чего не хватает детям, которые живут в детском доме? Правильный ответ один: родителя. Значимого взрослого, который отвечал бы за всё, что происходит с ребёнком. Самое главное — сделать так, чтобы ребёнок жил в семье.

Когда я это поняла, то пересмотрела свои жизненные приоритеты и взяла из детского дома 10-летнюю девочку, которая стала моей приёмной дочерью. Конечно, не все могут взять ребёнка из детдома по самым разным причинам. При этом помочь всё равно реально.

Вот что можно делать:

Помогать организациям, которые работают с кризисными семьями. Да-да, именно так — оставить ребёнка в родной семье, чтобы его не забрали или не отдали от «безвыходности жизни». Матери, которые «бросают детей», как правило, не монстры. Просто они не знают, как справиться с проблемами.

Матери, у которых детей забирают, — тоже не всегда монстры или беспробудно пьющие (хотя, к сожалению, это бывает часто). Никакой детский дом, даже самый лучший, не сравнится с семьёй, где у ребёнка есть свой родитель. Пусть даже семья бедная. Исключение: семьи, где насилие и заброшенность.

Там о ребёнке всё равно не заботятся и не любят, и он вынужден выживать в одиночку.

Например, тверской благотворительный фонд «Константа» собирает деньги на проект «Ребёнок в семье» — для того, чтобы дети родителей в трудной ситуации не попали в приют. Они помогают с ремонтом жилья, работают с алко- и наркозависимыми. В Петербурге уже много лет кризисным семьям помогает «Тёплый дом».

Помочь ребёнку, который уже оказался в детском доме, найти новую семью. Например, оплатить создание видеоанкеты для ребёнка. Когда потенциальный родитель смотрит базу, «выбирая подходящего ребёнка» (звучит не очень, но по факту так и происходит), фото и видео помогают ему принять решение.

Будущий родитель смотрит на мальчика или девочку, и ему чуть проще подготовиться к встрече с ним. Пусть опытные приёмные родители и относятся к этому снисходительно. С моей дочкой вышло именно так: видео у неё не было, я её увидела только на фотографии.

«Пиар детей» –неплохой способ помочь им оказаться в семье.

Как помочь ребёнку, который живёт в детском доме

Да, мы, к сожалению, не можем убрать главный травмирующий фактор — отсутствие значимого взрослого. Но можем сделать пребывание ребёнка в детдоме чуть лучше.

Помочь ребёнку с лечением или побыть с ним в больнице. В детских домах много больных детей. Детям в детдомах нужны сложные операции и просто — внимательная медицинская помощь. Моя приёмная дочь несколько лет провела без мамы в больнице.

Тогда она ещё была «родительским ребёнком» — просто родители тоже болели, а помочь было некому. В фонде «Отказники» есть проект «Дети в беде»: организаторы оплачивают анализы, договариваются о консультации у хороших врачей.

А главное — нанимают няню на весь период лечения, чтобы малыши, да и дети постарше, не лежали в больнице одни. В Санкт-Петербурге есть похожий проект «Сестринский уход».

Стать наставником для подростка. С этим надо быть осторожным. Именно при личном общении легче всего навредить. У детей, которые растут без родителей, есть несколько характерных особенностей. Они умеют манипулировать, приспосабливаться, «выжимать» из людей блага.

Сначала они кажутся «милыми и несчастными», потом волонтёр видит, какие они «расчётливые и бездушные», — и разочаровывается.

Часто волонтёры, которые много лет брали подростков на выходные, учили ориентироваться в городе, разбираться в бытовых делах, просто не видят результат своей работы.

Детдом — это одновременно дикая стая и казарма, ужасно гнетущая среда, и она перешибает всё

Так кому всё-таки стоит попробовать стать наставником? Тем, кто готов много и серьёзно работать с трудными подростками, и тем, кто не считает, что одним только фактом своего прихода в детдом принёс пользу.

Будущим наставникам имеет смысл пройти Школу приёмных родителей (ШПР). Важно научиться чётко выстраивать границы при общении с подростком, чтобы он не воспринимал вас как спонсора или источник развлечений.

И ни у него, ни у вас не было бы лишних иллюзий.

Вот проверенные программы, которые занимаются наставничеством:

  • «Пристань» (Санкт-Петербург) — программа адаптации выпускников, обучающая их простым вещам (зарабатывать, понимать свои права, ориентироваться в жизни). Ещё это центр, где выпускники детских домов могут чему-то научиться, и дом для молодых мам-сирот.
  • «Шанс» фонда «Арифметика добра» — программа, где детдомовским подросткам помогают восполнить пробелы в школьных знаниях (моя дочка, например, в 10 лет едва умела читать по слогам). Здесь детям помогают подготовиться к экзаменам и даже поступлению.

Как помочь приёмному ребёнку, который уже попал в семью

Не удивляйтесь. Большая часть детей в детских домах — дети с инвалидностью, физической и ментальной.

Многие из них никогда не смогут жить самостоятельно, поэтому их берут из детдомов неохотно, но всё-таки берут. Эти приёмные родители не любят, когда их называют «героями».

И в самом деле: если посмотреть на них поближе — они просто отлично делают свою работу и очень любят своих детей. Так бывает.

Помогать детям с инвалидностью. На форумах, в тематических сообществах, в организациях, которые работают с приёмными родителями, можно узнать, кому нужна помощь. Необязательно помощь деньгами. Возможно, нужна машина для переезда, или человек, который посидел бы с ребёнком. Помогая приёмным родителям — мы помогаем детям.

Чего делать никак нельзя

Брать ребёнка (и даже подростка) в гости. Это можно делать, только если вы на 100% уверены, что после этого сможете взять ребёнка насовсем. У любого детдомовца уже есть опыт брошенности.

Каждое возвращение в интернат он будет воспринимать как повторение пройденного — его снова бросают. Неважно, сколько раз вы объясните ему, что это не так, и насколько уверенно он кивнёт головой в ответ.

Ездить в детские дома с подарками. Об этом сказано много правильных слов, но повторить нужно: не устраивайте детдомовцам праздники и не дарите им подарки. Вот что об этом говорит председатель благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская:

«Мы растим одиноких детей, не умеющих полагаться на людей, но умеющих получать радость от обладания вещью.

Мы растим детей, которые не могут принять самостоятельно никакое решение (они не имели на это прав в детском доме), но могут легко подчиниться воле малознакомых людей и вступать с ними в доверительный контакт за улыбку и подарок.

Ваш сиюминутный контакт не даст ему ничего, кроме очередного мелькнувшего и пропавшего взрослого. Этого и так полно в его жизни, поверьте. И то, что он чувствует, не замещается вещами. Хотя их количество таково, что ребёнок может научиться ценить вещи больше, чем людей».

Об этом же пишет опытная приёмная мама Юлия Рощина.

«Каждый подросток (а теперь и ребёнок) за год получает от спонсоров в подарок несколько гаджетов. Недешёвых. Несколько. За год. Частенько они их воруют друг у друга. Ломают сами себе и друг другу. Разбирают, пока не сломают.

Иногда утром в унитазе плавает чей-нибудь телефон. Если гаджет сломан, его никто чинить не будет. А кто его будет чинить, кому это нужно? А потом просят подарить новый. При этом большинству воспитанников звонить некому.

Значит они с гаджетов что? Висят в соцсетях и примитивных онлайн-играх».

Правда в том, что работа с детьми-сиротами — одна из самых сложных. Чтобы по-настоящему помочь детям, нужно владеть правильной информацией, — это главная мысль, которую стоит усвоить нам всем. Именно здесь такое бывает: хочешь творить добро, а причиняешь боль.

Источник: https://mel.fm/priyemnyye-deti/5639807-orphans

Приучаем детей помогать по дому

Как можно ребенку помочь?

04.09.2017

5

109234

«Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребёнка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.

Сейчас многие дети уже с дошкольного возраста загружены развивающими занятиями. А с началом учёбы в школе нагрузка возрастает многократно.

Возникает вопрос: должен ли крошка помогать маме с папой? У родителей может возникнуть желание оградить ребёнка от любой, даже самой простой домашней работы – ведь он так много занимается! Но ведь помимо усвоения учебного материала, нужно развивать и другие навыки, которые нужны всем людям.

Когда у ребёнка появляются обязанности?

Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребёнка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как умственному, так и социальному.

Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Ребёнку обязательно нужно объяснить, почему дети должны помогать по дому. Домашние дела учат брать ответственность за свои дела и поступки. Помогают заботиться обо всей семье, быть причастным к общим делам.

Учат ценить труд, становится более собранным и подготовленным к жизни. Существует несколько подходов к этому вопросу. Некоторые родители взваливают заботу обо всех домашних хлопотах на себя, считая, что работа по дому ломает детство у детей.

Однако такой подход лишь вредит ребёнку.

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей.

Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов. Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме.

С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод.

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

Правила для малышей

Что делать с детьми, которые совсем маленькие? Чтобы поддерживать порядок, проще всего использовать большой пластиковый ящик или корзину. Расставлять игрушки по полкам шкафа долго, а в закрытом ящике их не видно, и комната сразу приобретает аккуратный вид.

Для больших конструкторов есть специальные коврики, на которых удобно играть, а после они затягиваются с помощью шнура, как мешок, и все детали остаются внутри.

Задача родителей – напоминать ребёнку, что после окончания игры нужно убрать игрушки, и подчеркнуть важность того, что помогать родителям – это здорово.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками.

Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили.

То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно. Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=QEJALpMCx1s

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей.

Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте.

Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая.

Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают.

А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим.

Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы.

Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам. Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт.

Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.

Советы родителям, как воспитать помощников

Есть несколько советов, как детей приучить помогать дома.

  • Дети будут участвовать в помощи по дому легко и непринуждённо, если начинать приучать его к быту в игровой форме с детства.
  • На начальных этапах делайте всё вместе с ним.
  • Детям необходимо чувствовать, что помощь ценна, важна для родителей. Скажите ему об этом!
  • Приучайте к полезным для всей семьи занятиям, например, поливка цветов или уборка пыли, а не только на него одного (прибрать комнату).
  • Не следует вознаграждать помощника деньгами. В таком случае ребёнок будет думать только о материальной выгоде, а не о самой помощи.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/maminy-pomoshchniki-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

О здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: