Аргумент от Неверия: Как Люди Объясняют То, Что Не Могут Понять
Кристофер Хитченс листает свою книгу мемуаров Hitch 22
Аргумент от неверия — логическая ошибка, при которой некто заключает, что раз лично он не может поверить в истинность некого факта или положения, то это объяснение должно быть ложным (и наоборот).
Например, если кому-то непонятно, как устроена теория эволюции, то они могут использовать это обстоятельство (собственное недопонимание) как довод в пользу того, что теория эволюции неверна — как как этим людям совсем неясно, каким образом эта теория может быть правдой.
Важно понимать, что из себя представляет аргумент от неверия — так как люди часто применяют его в попытках дискредитировать концепции, с которым они не согласны, и также для того, чтобы поддержать различные псевдонаучные теории. Далее мы увидим, как действует аргумент от неверия, рассмотрим несколько примеров его использования, и узнаём, что можно сделать для того, чтобы парировать такие псевдо-аргументы.
Объяснение Аргумента от Неверия
Люди используют аргументы от неверия для поддержки своих предпочитаемых объяснений различным явлениям — просто потому, что ощущают альтернативные объяснения как «слишком сложные» для того, чтобы быть достоверными.
В общем плане аргумент от неверия имеет две базовые формы.
I — «Опровержение Недоверием»:
- «Я не могу представить, как Х может быть правдой; следовательно, Х должно быть ложью»
II — «Доказательство Недоверием»:
- «Я не могу представить, как Х может быть ложью; следовательно, Х должно быть правдой».
Такая форма рассуждений ошибочка, потому как чья-то неспособность объяснить определённое явление или представить, как оно может быть взаправду, не означает, что оно должно быть ложью, так же, как и чья-то неспособность объяснить, как нечто может быть ложью, не означает, что это нечто должно быть истиной.
Как мы уже можем заметить — этот аргумент является частным выражением философской позиции «наивного реализма» и/или эгоцентризма. Придерживающиеся таких взглядов — считают именно себя (в данном случае — своё восприятие и воображение и, может быть, интеллект), а не объективные свидетельства и рациональное рассуждение, конечным мерилом истинности или ложности.
С точки зрения формальной логики, базовое строение аргумента от неверия можно описать следующим образом:
- Посылка 1 (частная): Я не могу объяснить или представить себе истинность положения Х.
- Посылка 2 (общая): Если некоторое положение — истинно, то я должен быть способен это объяснить или представить, как так может быть.
- Заключение: Положение Х, следовательно — ложное.
Аналогичная формулировка (с подобающими изменениями) — может использоваться для «доказательства» истины некого утверждения, в тех случаях, когда говорящий не может представить или объяснить, как оно может быть ложным.
Когда применяется аргумент от неверия, 1-я посылка обычно утверждается открыто. Это утверждение признаётся логически обоснованным, так как говорящий искренне заявляет, что не может понять, как определённое положение может быть истинным.
Это верно, даже если существуют ясные свидетельства, показывающие истинность этого положения — так как эта посылка опирается на то, что известно и понятно говорящему (по крайней мере, согласно его заявлениям) по теме дискуссии, нежели на то, что вообще объективно известно.
2-я посылка, с другой стороны, обычно подразумевается скрыто, и всегда логически безосновательна, так как чья-то индивидуальная способность объяснить то, как некое положение может быть правдой или ложью, не имеет ничего общего с тем, является ли это положение истинным или ложным в действительности.
Соответственно, заключение аргумента от неверия всегда несостоятельно, ведь ошибка находится в посылке, используемой для поддержки такого вывода — то есть, аргумент от неверия представляет собой неформальную логическую ошибку.
Стоит держать в уме, что совершенно приемлемо не верить во что-либо, и озвучивать это в своих доводах.
Проблема здесь происходит, когда этот скептицизм (недоверчивость) никак не оправдан и не поддерживается конкретной информацией — и когда само отсутствие веры используется как основание в пользу того, что лично предпочтительное объяснение должно быть верным, несмотря на недостаток существенных доказательств.
В то же время, также важно помнить, что в некоторых случаях человек, использующий аргумент от неверия, прав в своей позиции, несмотря на тот факт, что его рассуждение для поддержки этой позиции ущербно.
Ведь, как многим из вас известно, независимо от того, насколько слабым может быть аргумент — заключение всё ещё может быть истинным, даже если для его поддержки используются ошибочные посылки и некорректная логика.
Допускать, что некто неправ просто потому, что использовал аргумент от неверия или допустил любую другую логическую ошибку — ошибочно само по себе (иногда называется «ошибка ошибочности») и этого стоит избегать.
Примеры Аргументы от Неверия
Аргумент от неверия очень часто применяется различными сторонниками псевдонауки или мистики в попытках дискредитировать некоторые научные теории. Например:
«Я не могу представить, как люди могли произойти от простейших одноклеточных организмов; это просто бессмыслица. Никак не может быть, чтобы эта теория эволюция была правдой».
Это иллюстрирует, как аргумент от неверия обыкновенно опирается на недопонимание темы говорящим, или на пробелах в его знаниях. Это означает, что люди, использующие эту ошибку, часто прибегают к ней даже тогда, когда существует совершенно доступное и валидное научное объяснение для обсуждаемых явлений.
Далее, персонажи, использующие аргумент от неверия, часто предлагают альтернативное — псевдонаучное, конспирологическое или сверхъестественное — объяснение обсуждаемому предмету, если они уверены, что текущее объяснение неверно. Например:
«Никак не может быть, что концепция эволюции верна; для меня это просто абсурд. Креационизм — гораздо лучше объясняет, откуда мы взялись»
Или:
«Я не понимаю, каким образом вакцины могут быть безопасны для детей. Единственная причина, по которой врачи продвигают прививки — им за это платят фармакологические корпорации».
Как можно видеть из этих примеров — аргумент от неверия часто упоминается в сочетании с аргументом от невежества, который опирается на ошибочную посылку, будто бы мы можем полагать истинность или ложность чего-то просто из-за недостатка доказательств обратному.
Далее — также отметим «божественную ошибку» (аргумент к сверхъестественному) в качестве характерного подвида аргумента от неверия, который основан на том, что некто допускает следующее: если лично он, говорящий, не может объяснить некоторое явление научно (естественными причинами), то это должно быть делом рук Божьих (или любой другой сверхъестественной сущности).
Как Отразить и Парировать Аргумент от Неверия
Теперь, когда Вы понимаете сущность аргумента от неверия, мы можем изучить, как его парировать при возникновении в дискуссиях.
Первое и важнейшее, что следует сделать — объяснить, почему такой способ рассуждения ошибочен.
Для этого, вам необходимо осветить проблему с посылкой аргумента от неверия — а именно, тот факт, что неспособность оппонента объяснить некоторое явление или понять определённую теорию не лишает текущие объяснения силы, и не составляет доказательство чего-либо, которое можно использовать для поддержки альтернативных версий.
Затем, вы можете решить, что будет выгодно переместить бремя доказательства обратно на оппонента.
Вы можете сделать это, запросив его поддержать своё изначальное утверждение, объяснить свой скептицизм и пояснить, почему он считает своё недоверие достаточным свидетельством в пользу своей позиции.
Далее — если оппонент предложит альтернативное объяснение обсуждаемому предмету, вы может попросить его предоставить свидетельства в поддержку этой альтернативной версии.
Наконец, если возможно, вам стоит показать наличие научных свидетельств, которые могут использоваться для объяснения обсуждаемого явления.
Делая этого, важно избегать слишком сложных научных объяснений, так как большинство людей испытывают трудности с их пониманием на ходу, что может привести к тому, что они будут отстаивать свою ошибочную позицию ещё сильнее перед лицом свидетельств своей неправоты, или атаковать вашу точку зрения вместо признания того, что не понимают ваших рассуждений.
Чтобы снизить шансы того, что произойдёт именно так, старайтесь использовать такие версии научных объяснений, которые максимально просты и доступны с учётом вашей целевой аудитории.
Впрочем, не забывайте о том, что бремя доказательства в основном лежит на человеке, использующем аргумент от неверия. То есть, даже если вы не можете объяснить некое явление, или даже если наука ещё имеет подходящих объяснений, это не означает, что ошибочное рассуждение вашего оппонента состоятельно, и не означает того, что их выводы правильны.
Намеренное и Ненамеренное Использование Аргумента от Неверия
Парируя аргументы от неверия, нужно помнить, что очень многие люди применяют его, не отдавая себе в этом отчёт, то есть используют этот мысленный стереотип, не осознавая его ошибочность.
Таким образом, насколько это конструктивно и осмысленно, стоит применять принцип рационального милосердия — и допускать, что использование вашим оппонентом аргумента от неверия непреднамеренное, и что они открыты к тому, чтобы изменить свои взгляды. Это может быть выгодно с точки зрения продуктивного диалога, что позволяет расположить оппонента к выслушиваю того, что вам есть сказать, и когда дело доходит до демонстрации аудитории вашей способности и желания вести дискуссию в рациональной манере.
В то же время, впрочем, важно держать в уме, что иногда люди могут использовать аргумент от неверия намеренно, даже если им известна его логическая ущербность. Далее, бывают случаи, когда человек, с которым вы разговариваете, не собирается менять своё мнение (даже если их ошибочные рассуждения неосознанны), независимо от того, что вы ему скажете.
В подобных ситуациях часто будет предпочтительнее просто отстраниться от прений, так как вы не можете сделать что-либо, что поможет человеку передумать. Впрочем, случаются и ситуации, когда даже при этом условии стоит продолжать дискуссию по теме, например, когда за дискуссией наблюдают другие люди, которые открыты к альтернативным точкам зрения и аргументам.
Сводка и Заключения
- Аргумент от неверия — неформальная логическая ошибка, когда некто заключает, что раз он не может поверить в истинность некого положения, то оно должно быть ложным, и наоборот.
- Примером аргумент от неверия будет заявление, что раз вы не можете представить, как люди естественным путём произошли от одноклеточных организмов, то теория эволюция ошибочна.
- Аргументы от неверия ошибочны, потому что опираются на ложную посылку — именно неверное допущение о том, что личная неспособность объяснить определённое явление или представить, как это может или не может быть правдой, составляет валидное свидетельство, которое можно использовать для обоснования альтернативной точки зрения.
- Для парирования аргумента от неверия — прежде всего следует объяснить, в чём ошибочность стоящего за ним рассуждения. Затем, вы можете вернуть бремя доказательства оппоненту и, если возможно, показать, что по факту существует валидное научное объяснение для обсуждаемого явления.
- Если вы решаете показать, как обсуждаемый вопрос может быть объяснён наукой, убедитесь, что используемое вами объяснение будет понятно целевой аудитории, для того чтобы быть уверенными в их готовности выслушивать то, что вы хотите сказать.
Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5dff4fef1e8e3f00b0e5636a/argument-ot-neveriia-kak-liudi-obiasniaiut-to-chto-ne-mogut-poniat-5e1d62d9e4fff000addf14c7
«Я не знаю, чего хочу»: психолог объясняет, почему так, и помогает разобраться в своих желаниях
Установка «Делай только то, что хочешь, а если не хочешь — не делай» становится девизом поколения двадцати- и тридцатилетних, но как быть в ситуации, когда не можешь понять, чего же ты на самом деле хочешь? Психолог Татьяна Подопригора помогает найти ответ на этот вопрос.
Иногда кажется необходимым, чтобы кто-то другой тебе сказал: вот твои чувства, вот твои мысли, вот твои желания.
В такое состояние впадают все — когда мы оказываемся в сложной или даже шоковой ситуации, когда непонятно, что думать, а чувств так много, что сложно разобраться в собственной позиции.
В такой момент кажется, что нужен большой взрослый, который возьмет за руку и уведет в безопасное место, объяснит, что произошло и уверит, что всё будет хорошо. Это естественное желание для ребенка.
Некоторые люди так и вырастают в этой позиции, постоянно ожидая такого руководства. Они в каждом человеке ищут маму, которая скажет, как правильно поступить и объяснит ситуацию.
Почему так происходит
Когда не происходит психологического отделения ребёнка от взрослого, они остаются в постоянном контакте, когда один человек будто бы всегда сшит с другим, как единое целое. Если двое — это одно целое, то у них общие желания, чувства, потребности. В этот момент своих потребностей и желаний быть не может.
Такие люди живут во благо семьи, работы, чего-то или кого-то еще, игнорируя себя, не чувствуя себя.
В детстве мог быть опыт, когда взрослый всегда прикрывал собой ребенка, отвечая за него и решая за него, даже тогда, когда ребенку уже было пора проявлять самостоятельность.
И он так и не научился, и привык, что рядом есть кто-то, кто скажет что происходит. Такая ситуация приводит к заморозке чувств.
Как чувства связаны с желаниями?
Проще всего объяснить эту связь на примере базовых потребностей. Как мы понимаем, что хочется в туалет? Что хотим есть? Ощущаем телом. Мы чувствуем сигнал в теле и распознаем его как знак, что пора перекусить или найти ближайший Макдональдс.
Бывает, что и эти базовые потребности игнорируются долго — когда чем-то очень увлечен, отрываешься от тела и вся активность в важном деле — в работе, в интересном фильме, разговоре. А тело остаётся где-то на втором плане со всеми своими сигналами.
Так и с остальными желаниями и потребностями.
Прислушиваться к телу и эмоциям
Как понять, я ли это хочу, или кто-то меня убедил, внушил мне желание?
Такой вопрос от клиентов звучит довольно часто. Он решается так: представьте, что ваше желание сбылось. К примеру, мечта о новой профессии.
Кому стало хорошо в результате? Кто выиграл от реализации желания? Может быть, в этот момент нам больше всего хочется рассказать кому-то о совершении желания, и этого достаточно. А дальше работать уже не хочется.
Тогда идем дальше, почему нам так хочется, чтобы этот человек узнал о новой нашей профессии? Это сделает нас лучше в его глазах? Зачем нам это? Здесь становится видно, что дело не в профессии, а в отношениях с конкретным человеком.
Если вы представляете, как становитесь крутым топ-менеджером и ваш отец наконец-то вами доволен, а сама работа не вызывает никакой радости, то не надо становиться топ-менеджером. Надо разбираться в своих отношениях с отцом
Процесс возникновения желания
Как понять чего я хочу? Иногда такой вопрос возникает из-за путаницы, как будто за желанием прячется что-то иное. Или из растерянности — когда мы оказываемся в новой среде.
Совершенно естественно иногда не знать и не понимать своих желаний.
Растерянность для многих является чем-то стыдным и непереносимым, ведь часто можно услышать от взрослых, что «надо иметь свое мнение», «че ты мямлишь», «ты чего», «давай уже, соберись».
Мы реагируем на свою растерянность, и дело в этой реакции.
Такие замечания от наших близких могут транслировать непринятие скорости, медлительности и растерянности.
Внутри нас формируется определенная реакция на эту растерянность — мы пугаемся и стремимся быстро из нее выйти.
И как решение — цепляемся за мнение большинства или, например, ждем поощрения и выбираем то, за что нас похвалят, не задумываясь, хотим ли мы этого в действительности.
Пребывание в растерянности
Если в состоянии растерянности побыть, замедлиться, то за ним можно рассмотреть свои желания. Когда мы в ресторане заказываем еду, мы немного медлим, смотрим, выбираем и прислушиваемся к телесным ощущениям и потребностям, и так делаем выбор. С другими решениями все также.
Но иногда и еду сложно выбрать, и хочется, чтобы кто-то за тебя ее выбрал и принес, как в детстве, позаботился. Излишняя забота в детстве иногда эту чувствительность блокирует, мешает ей развиваться. Как в классическом анекдоте про еврейскую маму:
— Изя, иди домой!
— Мама, я замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!
Другая частая реакция — критика своих желаний.
Желание возникает, и сразу за ним оценка этого желания — «странное», «глупое», «детское», «неполезное», оно может противоречить нашей идее о том, какой я или о том, каким я должен быть. Мы все хотим быть взрослыми и умными, эффективными.
При этом наше желание может не соответствовать этим представлениям и ожиданиям от себя, поэтому критика сразу цензурирует его. Это секундный процесс, часто мы его «проскакиваем», не осознавая, что мы себя критикуем.
Тут может помочь внимание к своим оценкам других людей и внимание к своим фантазиям.
Как научиться?
Состояние начинающего нужно тренировать, совершать ошибки, пробовать. Не бояться быть незнающим человеком. Нас долго обучали знать, уметь аргументировать, быть компетентными.
Барбара Шер в книге «О чем мечтать» предлагает ответить на вопросы на исследование своих желаний:
- Что я чаще всего делаю, если посмотреть на мою жизнь глобально?
- Что я любил делать в прошлом?
- Что я не люблю делать?
- О чем я мечтаю, фантазирую, кто я в своих фантазиях?
- Чего я боюсь?
Ответы на эти вопросы могут приблизить к понимаю своих истинных желаний.
Хотеть — это навык
Его формирование в детстве происходит естественно. По ходу взросления он может развиваться или блокироваться. Это тренировка, изучение сигналов своего тела, чувств.
Мы готовы подстраиваться под тех, кого любим, кто нас окружает, часто умеем хорошо прислушиваться к другим, но не к себе. Если это про вас, то можно пробовать разное и смотреть на свою реакцию, учиться быть внимательным к себе.
Позволение думать о себе и своих желаниях — не эгоизм, это здоровая забота.
Источник: https://zeh.media/zhizn/psikhologiya/6159073-ya-ne-znayu-chego-khochu-psikholog-obyasnyayet-chto-eto-normalno-i-pomogayet-razobratsya-v-svoikh-zh